Ученые разработали новый объективный метод диагностики аутизма

Ученые Медицинской школы Уэйк Форест (Wake Forest School of Medicine) сделали первый шаг в разработке объективного теста для диагностики аутизма. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Biological Psychology.

Актуальность проблемы

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это расстройство развития, которое влияет на общение и взаимодействие с другими людьми. По оценкам национальных институтов здравоохранения (National Institutes of Health), каждый 60-й ребенок в Соединенных Штатах страдает аутизмом.

«Для диагностики аутизма требуется двух – четырехчасовая консультация квалифицированного врача, и в конечном итоге это субъективная оценка, основанная на опыте врача», – объясняет автор исследования Кеннет Кисида (Kenneth Kishida), сотрудник Медицинской школы Уэйк Форест.

Материалы и методы обследования

Используя функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ), ученые смогли измерить реакцию детей с РАС на различные сигналы окружающей среды, визуализируя определенную область мозга, участвующую в присвоении ценности социальным взаимодействиям.

В ходе исследования ученые изучили реакцию вентральной медиальной префронтальной коры головного мозга на визуальные сигналы, которые представляли собой высоко ценное социальное взаимодействие у детей с диагнозом РАС по сравнению с обычно развивающимися детьми. В исследовании приняли участие 40 человек в возрасте от 6 до 18 лет; 12 из них страдали РАС. Участники исследования проходили МРТ при просмотре 8 изображений людей или объектов несколько раз. Включены в каждый набор изображений были 2 выбранные фотографии любимого человека и объекта для каждого участника. Остальные 6 представляли собой стандартные изображения трех лиц и трех объектов, каждый из которых представлял приятные, нейтральные или неприятные аспекты из базы данных, широко используемой в психологических экспериментах.

После завершения 12-15 – минутного МРТ-сканирования дети просматривали один и тот же набор изображений на экране компьютера и оценивали их по скользящей шкале от приятного к неприятному. Кроме того, пары изображений были просмотрены и ранжированы по тому, какой из них больше понравился детям с РАС.

Результаты научной работы

По данным исследования, в среднем ответ был значительно ниже в группе с РАС.

«То, как мозг реагировал на эти изображения, согласуется с нашей гипотезой о том, что мозг детей с аутизмом не кодирует ценность социального обмена так же, как у обычно развивающихся детей», – объясняет Кисида.

Кисида добавил, что этот метод диагностики также может помочь ученым лучше понять механизмы мозга, участвующие в РАС в целом. Кисида планирует провести последующие исследования, чтобы определить, какие дополнительные области мозга участвуют в различных аспектах РАС, чтобы помочь персонализировать лечение пациентов.

Авторы другого исследования утверждают, что трансплантация фекальной микробиоты уменьшает симптомы аутизма.