Вещество, выделенное из крапивы, поможет в лечении рака

крапива
Фото: Pixabay/klimkin

Актуальность проблемы

Для борьбы с раком часто используют препарат на основе платины, который называется цисплатин. Хотя он эффективен, но имеет значительные недостатки. Со временем многие виды рака становятся устойчивыми к препарату, и его способность убивать раковые клетки уменьшается. Другой проблемой является то, что цисплатин наряду с раковыми клетками атакует и здоровые клетки. По этим и другим причинам ученые постоянно ведут поиск более эффективных методов лечения рака.

Исследователи из Уорвикского университета (University of Warwick) в Соединенном Королевстве изучили новое соединение, которое может быть полезным в борьбе против рака, особенно рака простаты и яичников.

Профессор Питер Сэдлер (Peter Sadler) говорит: “Соединения платины являются широко используемыми препаратами в химиотерапии, но нам необходимо найти препараты без побочных эффектов. Наша лаборатория сосредоточена на открытии новых противораковых соединений, которые могут убивать клетки совершенно новыми способами”.

В лаборатории ученые исследовали соединение под названием JPC11 – органическое соединение осмия. Попадая в организм, JPC11 вызывает “нетоксическую дозу формиата натрия” – природное соединение, которое содержится в муравьях и крапиве. JPC11 поражает раковые клетки, вмешиваясь в жизненно важные обменные процессы. Раковым клеткам требуется энергия для быстрого деления, и они получают ее из пирувата. JPC11 превращает пируват в лактат, который раковые клетки не могут использовать. Еще одно преимущество JPC11 заключается в том, что он ориентирован именно на раковые клетки, оставляя здоровые ткани практически не поврежденными.

“Это важный шаг в борьбе с раком. Применение химии в биологическом контексте обеспечивает селективную стратегию уничтожения раковых клеток”, – говорит Джеймс Ковердейл (James Coverdale). “Мы обнаружили, что JPC11 имеет уникальный механизм действия и надеемся, что он поможет разработать эффективный и безопасный метод лечения в будущем”.

JPC11 уничтожает рак, вмешиваясь в молекулярную симметрию, которая иначе известна как хиральность. Два химических вещества могут быть сконструированы в одной и той же форме с одинаковыми атомами, но должны быть зеркальным отображением и по-разному реагировать в определенных химических ситуациях. Как нельзя одеть правую перчатку на левую руку, так и ряд биологических соединений – ферментов, белков и ДНК, ведут себя одинаково, но хиральность молекулы изменяет их свойства. Когда формиат натрия – ядовитое соединение крапивы – взаимодействует с JPC11, он продуцирует молекулы, изменяя способ роста раковых клеток.

Доктор Ковердейл объясняет: “Хиральность молекул играет важную роль в организме. Наши руки почти идентичны, но являются зеркальным отражением друг друга. То же самое можно сказать и о молекулах, в некоторых случаях неправильное использование молекулы может иметь глубокие биологические последствия. Мы считаем, что манипулирование “родословной” молекул в клетках может обеспечить новую стратегию борьбы с болезнями”.

Как с любым экспериментальным препаратом, необходимо провести много работы, прежде чем его можно использовать на пациентах. Профессор Сэдлер уверен, что исследователи Уорвикского университета имеют все возможности для продвижения вперед.

Он отмечает: “Потребуется время, чтобы перейти от лаборатории к клинике, но нам повезло, что у нас есть талантливая международная команда, которая полна решимости добиться успеха”.

Авторы другого исследования утверждают, что рак простаты редко дает метастазы.

Литература

Coverdale J. P. C. et al. Asymmetric transfer hydrogenation by synthetic catalysts in cancer cells //Nature Chemistry. – 2018.