Возможно ли изучение иностранного языка во время сна?

Сон считается непродуктивным временем. Может ли время, проведенное во сне, использоваться более продуктивно, например, для изучения нового языка? В новом исследовании ученые выяснили, что во время сна возможно встроить вновь полученную информацию в существующее “хранилище знаний”. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Current Biology.

Обработка новой информации во время сна

На сегодняшний день исследователи сна сосредоточены на стабилизации и закреплении воспоминаний, возникающих во время бодрствования. Тем не менее, обучение во время сна исследовалось редко. Существует много доказательств продуктивного использования сна путем воспроизведения информации в спящем мозгу, полученной после пробуждения. Воспроизведение во время сна усиливает все еще хрупкие следы памяти и встраивает вновь полученную информацию в существующее хранилище знаний. Если воспроизведение во время сна улучшает хранение информации, полученной при пробуждении, тогда первоначальная обработка новой информации также должна быть возможной во время сна, потенциально выявляя след памяти, который длится до бодрствования. Этот вопрос изучили Катарина Хенке (Katharina Henke), Марк Цюста (Marc Züst) и Саймон Рух (Simon Ruch) из Университета Берна (University of Bern), Швейцария.

Результаты научной работы

Авторы нового исследования впервые показали, что новые иностранные слова и их переводы могут быть связаны во время полуденного сна с ассоциациями, хранящимися при бодрствовании. Исследовательская группа проверила, способен ли спящий человек формировать новые семантические ассоциации между воспроизводимыми иностранными словами и словами перевода во время активных состояний клеток мозга. Когда мы достигаем глубоких стадий сна, наши клетки мозга постепенно координируют свою деятельность. Во время глубокого сна клетки мозга обычно активны в течение короткого периода времени, прежде чем они совместно входят в состояние кратковременного бездействия.

Семантические ассоциации между воспроизведенными во сне словами иностранного языка и переводом слов кодировались и сохранялись только в том случае, если второе слово пары неоднократно воспроизводилось.

«Было интересно, что языковые области мозга и гиппокампа – важнейшего центра памяти мозга – были активированы во время пробуждения выученного во сне словарного запаса, потому что эти структуры мозга обычно опосредуют пробуждение нового словарного запаса», – говорит Марк Цюст, соавтор исследования. “Структуры, по-видимому, опосредуют формирование памяти независимо от преобладающего состояния сознания – бессознательное во время глубокого сна, сознательное во время бодрствования”.

Помимо своей практической значимости, это новое доказательство обучения во время сна бросает вызов современным теориям сна и теориям памяти. Понятие сна как инкапсулированного ментального состояния, в котором мы оторваны от физического окружения, более не применимо.

«Мы могли бы опровергнуть идею, что сложное обучение невозможно во время глубокого сна», – говорит Саймон Рух.

Текущие результаты подчеркивают новое теоретическое представление о связи между памятью и сознанием.

Авторы другого исследования утверждают, что стресс и сон связаны путями смерти и выживания клеток мозга.