Запреты на рекламу табака снижают курение на 20%

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Tobacco Control опубликовали результаты объединенного анализа данных исследований, которые показывают, что запреты на рекламу, продвижение и спонсорство табачных изделий значительно снижают распространенность курения.

Результаты исследования

Анализ данных 16 исследований, включающих около полумиллиона участников, показал, что запреты на рекламу и спонсорство табачных изделий связаны со снижением распространенности курения на 20% и снижением риска начала курения на 37%. Однако запреты не оказали значительного влияния на отказ от курения.

Исследователи также отметили, что влияние запретов на распространенность курения различалось в зависимости от продолжительности периода оценки: снижение было более значительным в исследованиях, оценивающих политику на срок от пяти до 10 лет, чем в исследованиях с более короткими периодами.

Дополнительные выводы

Большинство включенных исследований имели умеренный риск предвзятости, а три из них — высокий. Большинство исследований оценивали лишь частичные запреты, что ограничивало их способность делать причинно-следственные выводы. Большинство исследований были наблюдательными и не имели прямых компараторов.

Исследователи подчеркнули, что реклама и продвижение табачных изделий повышают осведомленность и восприимчивость к сигаретам, особенно среди молодежи. Они также отметили, что табачный маркетинг более чем удваивает шансы молодых людей начать курить.

Заключение

Результаты исследования подтверждают необходимость введения и соблюдения запретов на рекламу, рекламные акции и спонсорство табачных изделий для сокращения курения табака и его последствий.

Литература:
Effectiveness of tobacco advertising, promotion and sponsorship bans on smoking prevalence, initiation and cessation: a systematic review and meta-analysis, Tobacco Control (2025). DOI: 10.1136/tc-2024-058903