Авторы нового исследования пришли к выводу, что чтение ребенка можно ускорить, просто увеличив расстояние между буквами в тексте. Результаты научной работы опубликованы в научном журнале Research in Development Disabilities.
Новизна исследования
В исследовании, проведенном старшим преподавателем психологии Стивеном Стэггом (Steven Stagg) из Университета Англии Раскин (Anglia Ruskin University) изучались преимущества интервалов между буквами среди группы детей с дислексией и без дислексии. Это первое исследование, посвященное изучению того, как эти адаптации могут помочь уменьшить определенные ошибки чтения. Результаты исследования показали, что текст с увеличенным расстоянием между каждой буквой помогает в чтении у детей. В среднем у детей с дислексией скорость чтения увеличилась на 13%, в то время как в группе сравнения детей, не страдающих дислексией, скорость чтения увеличилась на 5%.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 59 детей в возрасте от 11 до 15 лет, у 32 из которых была диагностирована дислексия, при этом 27 детей, не страдающих дислексией, составили контрольную группу. Участники были набраны из шести британских школ в Кембриджшире, Хартфордшире и Лондоне.
Участники прочитали четыре текста со стандартным или очень большим интервалом между буквами. Детям было поручено прочитать текст вслух во время записи. Запись использовалась для измерения количества допущенных ими ошибок — в частности, пропущенных слов, добавленных слов, неправильных слов и произношения, — а также времени чтения участников.
Результаты научной работы
В дополнение к увеличению скорости чтения как для детей с дислексией, так и для группы, не страдающей дислексией, увеличение интервалов между буквами уменьшило количество слов, пропущенных детьми с дислексией.
Стэгг заявил: «Мы обнаружили, что очень большой интервал между буквами увеличивает скорость чтения детей как с дислексией, так и без нее, и значительно уменьшает количество слов, которые дети с дислексией пропускают при чтении».
Обсуждение результатов исследования
«Мы считаем, что очень большой интервал между буквами работает за счет уменьшения так называемого «эффекта скученности», который может затруднить распознавание букв и снизить скорость чтения», — заключает автор исследования.
«Если рассматривать в контексте предыдущих исследований, наши результаты убедительно свидетельствуют о том, что преподаватели могут быть уверены, что всем детям поможет увеличение интервалов между буквами в материалах для чтения. Помимо того, что это относительно простое изменение при составлении раздаточных материалов и рабочих листов, это означает, что детям с дислексией не нужно чувствовать себя выделенными из-за введения специально адаптированных материалов для чтения, поскольку это то, что может принести пользу каждому».
Авторы другого исследования заявили, что стимуляция мозга повышает точность чтения у взрослых с дислексией.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];