Что такое диспраксия?

Диспраксия – это состояние, при котором отмечаются проблемы с движением, координацией, суждением, обработкой информации, памятью и некоторыми другими когнитивными навыками. Кроме этого, диспраксия вызывает трудности с двигательным обучением, перцептуо-моторную дисфункции и расстройство координации развития. Термины «минимальное повреждение головного мозга» и «синдром неуклюжего ребенка» больше не используются.

Люди с диспраксией испытывают трудности в планировании и выполнении мелкой и крупной моторики. Это может варьироваться от простых движений, таких как прощание, до более сложных, таких как чистка зубов.

Диспраксия у детей – что это?

Диспраксия — это неврологическое расстройство, которое влияет на способность человека планировать и выполнять двигательные задачи.

Люди с диспраксией часто имеют проблемы с речью, а иногда отмечаются определенные трудности с мышлением и восприятием. Однако диспраксия не влияет на интеллект человека, хотя может вызвать проблемы с обучением у детей. Диспраксия развития – это незрелость организации движений. Мозг не обрабатывает информацию таким образом, чтобы обеспечить полную передачу нейронных сообщений. Человеку с диспраксией трудно планировать, что и как делать. Врачи описывают людей с диспраксией как «не синхронизированных» с окружающей средой. Считается, что около 10% людей имеют ту или иную степень диспраксии, а примерно 2% страдают от нее в тяжелой форме. Четверо из каждых 5 детей с явной диспраксией — мальчики, хотя ведутся споры о том, может ли диспраксия быть недодиагностирована у девочек. Многие дети с диспраксией также имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Симптомы диспраксии

Симптомы зависят от возраста человека. Некоторые из распространенных симптомов диспраксии включают:

  • нарушение баланса
  • плохая осанка
  • усталость
  • неуклюжесть
  • различия в речи
  • проблемы с восприятием
  • плохая зрительно-моторная координация

Диагностика диспраксии

Диагноз диспраксии может поставить клинический психолог, педагог-психолог, педиатр или эрготерапевт. Если родитель заподозрит у своего ребенка диспраксию, то может обратиться к врачу. При проведении оценки потребуются подробные сведения об истории развития ребенка, его интеллектуальных способностях, общей и мелкой моторике:

  • Навыки крупной моторики — насколько хорошо ребенок использует крупные мышцы, которые координируют движения тела, включая прыжки, метания, ходьбу, бег и сохранение равновесия.
  • Навыки мелкой моторики — насколько хорошо ребенок может использовать более мелкие мышцы, включая завязывание шнурков, застегивание пуговиц, вырезание фигур ножницами и письмо.

Врач должен знать, когда ребенок начал ходить, ползать и говорить. Ребенка будут оценивать по балансу, чувствительности к прикосновениям и вариациям при ходьбе.

Диспраксия у детей

Симптомы диспраксии могут различаться в зависимости от возраста. 

Младенчество

Ребенку может потребоваться больше времени, чем другим детям, чтобы:

  • сидеть
  • ползать
  • ходить
  • говорить: ребенок может медленнее отвечать на вопросы, ему трудно произносить звуки или повторять последовательности звуков или слов; у него также могут быть трудности с поддержанием нормальной интонации, очень ограниченный словарный запас. Ребенок говорит медленнее, чем другие дети, и использует меньше слов с большим количеством пауз.
  • стоять
  • приучить к горшку (откажитесь от подгузников).

Раннее детство

В дальнейшем могут проявиться следующие трудности:

  • Проблемы с выполнением тонких движений, таких как завязывание шнурков, застегивание пуговиц и молний, использование столовых приборов 
  • Многим детям трудно одеваться.
  • Проблемы с выполнением движений на игровой площадке, таких как прыжки, игра в классики, ловля мяча, удары ногой по мячу и прыжки.
  • Проблемы с движениями рук, такими как использование ножниц, раскрашивание, рисование, игра в пазлы.
  • Проблемы с обработкой мыслей.
  • Трудности с концентрацией внимания. Детям с диспраксией обычно трудно долго сосредотачиваться на чем-то одном.
  • Ребенку труднее, чем другим детям, участвовать в играх на детской площадке.
  • Ребенок будет ерзать чаще, чем другие дети.
  • Некоторым трудно подниматься и опускаться. 
  • Повышенная склонность натыкаться на предметы, падать и ронять предметы.

Трудности в освоении новых навыков — в то время как другие дети могут делать это автоматически, ребенку с диспраксией требуется больше времени. Поощрение и практика очень помогают.

В дошкольном возрасте также распространено следующее:

  • Ребенок с трудом приобретает друзей.
  • Поведение в компании других может показаться необычным.
  • Нерешителен в большинстве действий, кажется медлительным.
  • Не держит карандаш при хорошем хвате.
  • Такие понятия, как «внутри», «снаружи», «перед», трудно обрабатывать автоматически.

В школьном возрасте

  • Многие из перечисленных выше проблем не улучшаются или улучшаются лишь незначительно.
  • Старается избегать спорта.
  • Хорошо учится один на один, но не так хорошо в классе с другими детьми.
  • Реагирует на все раздражители одинаково (не отфильтровывая автоматически нерелевантные раздражители)
  • Математика и письмо даются с трудом.
  • Тратит много времени на написание.
  • Не следует инструкциям.
  • Инструкции не запоминает.
  • Плохо организован.

Диспраксия у взрослых

У взрослых симптомы включают:

  • Неправильная осанка и усталость
  • Проблемы с выполнением обычных дел
  • Сложности в письме и рисовании 
  • Трудности координации обеих сторон тела
  • Нечеткая речь, часто может быть нарушен порядок слов
  • Неуклюжие движения и склонность спотыкаться
  • Уход за собой и одевание более сложные – бритье, нанесение макияжа, застегивание одежды, завязывание шнурков.
  • Плохая зрительно-моторная координация
  • Трудное планирование и организация мыслей и задач
  • Меньшая чувствительность к невербальным сигналам
  • Человек легко расстраивается
  • Низкая самооценка.
  • Трудности со сном
  • Трудно отличает звуки от фонового шума
  • Заметное отсутствие ритма во время танцев или упражнений.

Люди с диспраксией могут быть чрезвычайно чувствительны к вкусу, свету, прикосновению и шуму. Также может быть недостаток осведомленности о потенциальных опасностях. Многие испытывают перепады настроения и проявляют неустойчивое поведение. Часто существует склонность воспринимать вещи буквально: «ребенок может слушать, но не понимать». 

Диспраксия – причины

Ученые не знают, что вызывает диспраксию. Эксперты считают, что нервные клетки человека, контролирующие мышцы (мотонейроны), развиваются неправильно. Если двигательные нейроны по какой-либо причине не могут сформировать правильные связи, мозгу потребуется гораздо больше времени для обработки данных. Исследования предполагают, что диспраксия может быть вызвана незрелостью развития нейронов в головном мозге, а не каким-либо определенным повреждением мозга. Ученые считают, что диспраксия «вероятно, наследственная: в нее вовлечено несколько генов. Часто в семье есть много членов, которые страдают аналогичным образом».

Диспраксия – лечение

Хотя диспраксия неизлечима, при терапии состояние человека может улучшиться. Однако чем раньше будет поставлен диагноз ребенку, тем лучше будет его прогноз. Следующие специалисты чаще всего лечат людей с диспраксией:

Трудотерапия

Эрготерапевт оценит, как ребенок справляется с повседневными делами, как дома, так и в школе. Затем поможет ребенку развить навыки, характерные для повседневных занятий, которые ему кажутся трудными.

Речевая и языковая терапия

Логопед проведет оценку речи ребенка, а затем разработает план лечения, чтобы помочь более эффективно общаться.

Тренировка перцептивной моторики

Включает в себя улучшение языковых, визуальных, двигательных и слуховых навыков ребенка. Человеку ставится ряд задач, которые постепенно усложняются — цель состоит в том, чтобы бросить ребенку вызов, чтобы он стал лучше, но не настолько, чтобы это расстраивало или вызывало стресс.

Иппотерапия 

Исследователи оценили влияние иппотерапии (лечебная верховая езда) на группу из 40 детей в возрасте 6-15 лет с диспраксией. Дети приняли участие в шести занятиях верховой ездой продолжительностью 30 минут каждое, а также в двух 30-минутных занятиях с аудиовизуальным просмотром. Ученые обнаружили, что терапия верховой ездой стимулировала и улучшала когнитивные функции, настроение и параметры походки участников. Авторы исследования добавили, что «данные также указывают на потенциальную ценность аудиовизуального подхода к иппотерапии».

Активная игра

Активная игра — это любая игра, связанная с физической активностью, которая может проходить на улице или дома. Она помогает улучшить двигательную активность и это способ, с помощью которого дети узнают об окружающей среде и о себе, особенно для детей в возрасте 3-5 лет; это важная часть их обучения.

Активная игра — это место, где очень маленькие дети учатся физическому и эмоциональному развитию, развивают речь, особое осознание, развитие своих чувств — все вместе. Чем больше дети вовлечены в активную игру, тем лучше они будут успешно взаимодействовать с другими детьми.

Статья по теме: Что такое апраксия?