Платформа YouTube стала важным пространством для людей с психическими расстройствами, где они могут открыто делиться личным опытом и обсуждать жизнь с диагнозом.
Однако до недавнего времени исследователи не изучали, как именно люди с биполярным расстройством рассказывают о себе — и приносит ли им это пользу.
Учёные из Норвежского университета науки и технологий (Norwegian University of Science and Technology (NTNU)) и Базельского университета (University of Basel) впервые провели анализ 39 видеороликов, в которых люди с биполярным расстройством рассказывают о своей жизни и диагнозе.
Результаты опубликованы в журнале Journal of Medical Internet Research.
Как люди рассказывают о биполярном расстройстве
«Мы хотели изучить, как диагноз биполярного расстройства отражается в личных видео на YouTube — какие эмоции, реакции и восприятие диагноза транслируют авторы», — объясняет доцент Лукас Биетти из кафедры психологии NTNU.
Совместно со старшим научным сотрудником доктором Эриком Майором из Базельского университетаисследователь выделил ключевые темы и эмоциональные паттерны, встречающиеся в роликах.
Учёные отмечают, что YouTube предоставляет более личное и откровенное пространство, чем другие социальные сети. Люди делятся подробными историями, часто касающимися лечения, медикаментов, психотерапии, а также повседневных трудностей.
Что обсуждают чаще всего
Анализ видеороликов выявил восемь главных тем:
- Реакции на диагноз и взаимодействие с врачами;
- Поиск подходящих медикаментов и их побочные эффекты;
- Позитивные стороны жизни с биполярным расстройством;
- Нарушения, стигма и чувство стыда;
- Потери и горе;
- Семейное планирование и генетика;
- Изменение идентичности (психической и физической);
- Социальные связи и человеческий контакт.
Из 39 видео:
- 31 упоминало медикаменты,
- 23 — психотерапию,
- 20 — отношения и семью,
- 15 — финансовые и жилищные трудности.
Не только о трудностях
Хотя повседневная жизнь с диагнозом часто сопряжена с проблемами, авторы не ограничиваются негативом. Многие подчёркивают, что диагноз дал им понимание себя и возможность получить помощь.
«Большинство воспринимает диагноз как негативный, но есть и те, кто относится к нему позитивно — или даже отрицает его, чтобы сохранить привычную идентичность», — отмечает доктор Майор.
Некоторые пациенты даже прекращают приём лекарств, чтобы сохранить ощущение себя в маниакальной фазе — что исследователи связывают с искажённым самовосприятием при биполярном расстройстве.
Роль отношений и поддержки
Личные истории подчёркивают, что межличностные отношения — ключевая тема для людей с биполярным расстройством.
«Отношения с другими могут быть и источником поддержки, и фактором стресса. Многие связывают причины болезни с наследственностью и семейными факторами», — говорит Майор.
При этом почти во всех видео затрагиваются стигма и самостигма, что отражается не только на самих людях, но и на их семьях.
YouTube как площадка взаимопомощи
Исследователи подчёркивают, что рассказы на YouTube богаты эмоционально и информативно — они могут стать ресурсом для взаимной поддержки и повышения осведомлённости о психических расстройствах.
«Наше исследование показывает, что YouTube обладает потенциалом быть площадкой для обмена опытом и поддержки среди равных. Это может помочь как пациентам, так и специалистам по психическому здоровью лучше понимать, что значит жить с биполярным расстройством», — отмечают авторы.
Учёные также подчёркивают необходимость дальнейших исследований, чтобы понять, как социальные сети влияют на восприятие психических заболеваний и самоидентификацию людей с диагнозами.
💡 Вывод
YouTube становится новым пространством для психиатрического самовыражения, где личные истории заменяют клинические описания.
Благодаря этому исследователи получают уникальное понимание того, как сами пациенты осмысляют свою болезнь, а общество — возможность разрушить стереотипы и стигму вокруг психических расстройств.
Литература:
Eric Mayor et al, A Social Media Study of Portrayals of Bipolar Disorders on YouTube: Content and Thematic Analyses, Journal of Medical Internet Research (2025). DOI: 10.2196/67129