Исследования показывают, что короткие видеоролики и изображения в социальных сетях, устанавливающие недостижимые стандарты внешности, могут повредить восприятию образа тела молодыми женщинами.
Видео соцсетей, которые отражают нереалистичные изображения внешности, могут оказать влияние на то, как молодые женщины воспринимают свое тело, и последствия этого могут быть хуже, если контент воспринимается как неотредактированный и естественный.
Исследование, недавно опубликованное в журнале Body Image, предполагает, что даже небольшого показа коротких видеороликов в социальных сетях, отражающих недостижимые идеальные стандарты внешнего вида, достаточно, чтобы оказать негативное влияние на образ тела.
Идеалы внешности — это то, что наша культура говорит нам о том, как мы должны стремиться выглядеть. За некоторыми исключениями, это узкое представление о внешнем виде и красоте, например, это могут быть длинные ноги, подтянутый живот, большие глаза, пухлые губы и безупречная кожа.
Хотя эти стандарты не обязательно являются новыми, социальные сети — это среда, в которой пользователи склонны просматривать и показывать наиболее привлекательные версии себя и других. Соцсети, которые используют исключительно короткий видеоконтент, может быть средой, особенно ориентированной на внешний вид, со многими вирусными тенденциями, такими как танцевальные соревнования, отражающими широко распространенные социальные представления о красоте.
«Контент, ориентированный на внешний вид, может заставить женщин выглядеть определенным образом, что нереально или совершенно недостижимо», — комментирует Жасмин Фардули (Jasmine Fardouly), автор исследования Школы психологии Университета Нового Южного Уэльса (School of Psychology at UNSW Science). «Мы знаем, что это начинается в довольно раннем возрасте, когда девочки в возрасте шести лет сообщают о недовольстве своим телом, желании выглядеть стройнее и даже сидят на диете, чтобы похудеть».
Неудовлетворенность внешним видом, о которой часто говорят молодые женщины, связана с неблагоприятными последствиями для психического здоровья, включая депрессию, и является фактором риска некоторых клинических расстройств пищевого поведения.
«Социальные сети — не единственное место, где продвигаются эти идеалы внешности, но существует гораздо больше возможностей для их усвоения через другие платформы», — говорит доктор Фардули.
Негативное влияние на образ тела
Для исследования ученые показали 211 женщинам в возрасте от 17 до 28 лет в общей сложности 10 изображений или видео, выбранных из учетных записей соцсетей молодых влиятельных женщин, которые отражали общественные идеалы внешности. Затем они опросили участников по нескольким показателям образа тела, используя для сравнения нейтральный по внешнему виду контент — контент без людей.
«Мы обнаружили, что идеальный внешний вид короткометражного видеоконтента в социальных сетях, независимо от среды, может иметь неблагоприятное влияние на удовлетворенность внешним видом, негативное настроение и самообъективацию среди участников», — говорит Джейд Гуртала (Jade Gurtala), специалист в области психологии и ведущий автор исследования.
Результаты исследования также показали, что участники делали одинаковое количество сравнений внешнего вида, когда просматривали идеальный контент в виде изображений или видео. Другими словами, они сравнивали свое собственное тело с женщинами с идеальной внешностью, оценивая себя как менее привлекательных, что негативно влияло на их настроение и усиливало неудовлетворенность своим телом.
«Общее время воздействия составляло всего около полутора минут, и мы обнаружили, что этого достаточно, чтобы оказать вредное воздействие», — добавляет доктор Фардули. «Это происходило только в лабораторных условиях, поэтому будет интересно измерить влияние воздействия в долгосрочной перспективе и посмотреть, будет ли это иметь какой-то кумулятивный эффект».
Появление фильтров
Идеалы внешности, продвигаемые в социальных сетях, часто улучшаются и редактируются с использованием таких манипуляционных методов, как гиперреалистичные фильтры лица и тела, которые становится все труднее обнаружить, особенно с помощью видео.
Хотя точная природа каких-либо улучшений, примененных к контенту в исследовании, была неизвестна, участники воспринимали просматриваемый ими видеоконтент как менее отредактированный и улучшенный, чем изображения, и по сравнению с ними были менее удовлетворены своим внешним видом.
«Если видеоконтент с идеальной внешностью воспринимается как неотредактированный и улучшенный, тогда как на самом деле это так, то пользователи могут с большей вероятностью участвовать в негативных социальных сравнениях и усваивать эти идеалы внешности», — считает Гуртала. «Таким образом, просмотр идеального видеоконтента может быть более вредным, чем просмотр идеального графического контента для некоторых пользователей».
В среднем участники исследования сообщили, что проводят от двух до трех часов в социальных сетях каждый день. Исследователи говорят, что сокращение ежедневного экранного времени или разнообразие типов контента, который мы потребляем, может помочь свести к минимуму общее воздействие контента с идеальным внешним видом.
«Существует также роль платформ, которые могут иметь очень распространенные алгоритмы, которые продвигают идеалы внешности и вовлекают пользователей, чтобы помочь расширить диапазон контента, показываемого пользователям в их лентах социальных сетей», — обьясняет Гуртала.
Также необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, имеются ли потенциальные положительные эффекты от просмотра короткого видеоконтента с разнообразными и неотредактированными материалами, содержащими неотредактированные тела.
«Некоторые данные свидетельствуют о том, что контент на основе изображений, который бросает вызов этим идеалам красоты и пропагандирует позитивное отношение к своему телу и его принятие, помогает сделать социальные сети менее вредной средой», — говорит доктор Фардули.
В то же время результаты могут быть использованы в руководствах по медиаграмотности, которые играют важную роль в обучении молодых женщин влиянию использования социальных сетей на образ тела и противодействии нереалистичным представлениям о внешности.
«Важно обновлять эти образовательные программы вмешательства в тело, учитывая новые данные о негативном влиянии видеоконтента с идеальной внешностью, особенно по мере того, как он развивается и становится все более доминирующим средством массовой информации в социальных сетях», — заключает доктор Фардули.
Авторы другого исследования рекомендуют сокращение социальных сетей для улучшения образа тела подростков и молодых людей