Учёные обнаружили, что дети часто не могут сосредоточиться на задаче и обращают внимание на информацию, которая не помогает им выполнить задание.
Почему детям трудно сосредоточиться на задаче?
В ходе нового исследования было установлено, что такое «распределённое внимание» не связано с незрелостью детского мозга, недостатком внимания или контроля.
Оказалось, что дети распределяют своё внимание либо из любопытства, либо из-за того, что их рабочая память недостаточно развита для выполнения задачи без «чрезмерного изучения».
«Кажется, что дети не могут удержаться от сбора большего количества информации, чем им нужно для выполнения задачи, даже если они точно знают, что им нужно», — сказал соавтор исследования Владимир Слуцкий, профессор психологии в Университете штата Огайо (The Ohio State University).
Слуцкий провёл исследование, опубликованное в журнале Psychoological Science, вместе с ведущим автором Цяньцянем Ванем (Qianqian Wan), психолог в штате Огайо.
В прошлом Слуцкий и его коллеги проводили исследования, которые показали, что дети широко распределяют своё внимание и не обладают способностью взрослых эффективно выполнять задачи, игнорируя всё, что не относится к их миссии.
В новом исследовании Слуцкий и Ван подтвердили, что даже когда дети успешно учатся концентрировать своё внимание на задаче, чтобы заработать небольшие награды, такие как наклейки, они всё равно «чрезмерно изучают» информацию и не концентрируются только на том, что необходимо для выполнения задания.
Одной из целей исследования было выяснить, может ли детская отвлекаемость быть объяснением этого явления.
В исследовании приняли участие дети и взрослые в возрасте от четырёх до шести лет. Участникам сказали, что им предстоит идентифицировать два типа птицеподобных существ, называемых Хиби или Гора. Каждая из них имела уникальное сочетание цветов и форм рогов, головы, клюва, тела, крыльев, ног и хвоста.
Для шести из семи частей тела сочетание цвета и формы предсказывало, было ли это Хиби или Гора, с точностью 66%. Но одна часть тела всегда идеально подходила только одному из существ, которое дети и взрослые быстро научились идентифицировать в первой части исследования.
Чтобы проверить, легко ли дети отвлекаются, исследователи прикрыли каждую часть тела. Участникам исследования пришлось открывать их одну за другой, чтобы определить, какое это существо. Их награждали за то, что они как можно быстрее идентифицировали существо.
Для взрослых задача была лёгкой. Если бы они знали, что хвост – это часть тела, которая всегда идеально соответствует одному из двух типов существ, они бы всегда открывали хвост и правильно идентифицировали существо.
Но дети оказались другими. Если бы они знали, что хвост – это часть тела, которая всегда точно идентифицирует существо, они бы открыли это первыми, но они всё равно обнаружили бы другие части тела, прежде чем сделали свой выбор.
«Детей ничто не отвлекало – всё было прикрыто. Они могли поступить, как взрослые, и нажимать только на ту часть тела, по которой было идентифицировано существо, но они этого не делали», — сказал Слуцкий. «Они просто продолжали открывать новые части тела, прежде чем сделали свой выбор».
Другая возможность заключается в том, что детям просто нравится нажимать на кнопки, сказал Слуцкий. В другом исследовании они дали взрослым и детям возможность всего одним нажатием на кнопку «Экспресс», чтобы раскрыть всё существо и все его части, или нажать на каждую часть тела в отдельности, чтобы раскрыть её.
Дети преимущественно выбирали экспресс-вариант: просто коснуться один раз, чтобы показать существо и принять решение, какого оно типа. Так что дети щёлкали мышью не просто ради удовольствия.
По словам Слуцкого, будущие исследования позволят выяснить, является ли это ненужное исследование простым любопытством. Но он сказал, что, по его мнению, более вероятное объяснение состоит в том, что рабочая память у детей развита не полностью. Это означает, что они не держат в памяти информацию, необходимую для выполнения задачи, очень долго, по крайней мере, не так долго, как взрослые.
«Дети узнали, что одна часть тела расскажет им, что это за существо, но они могут быть обеспокоены тем, что не помнят правильно. Их рабочая память всё ещё находится в стадии развития», — сказал Слуцкий. «Они хотят разрешить эту неопределённость, продолжая брать образцы, рассматривая другие части тела, чтобы увидеть, соответствуют ли они тому, что они думают».
По его словам, по мере того, как рабочая память детей созревает, они чувствуют себя более уверенными в своей способности сохранять информацию в течение более длительного времени и действуют больше, как взрослые.
Будущие исследования должны решить вопрос, является ли проблема любопытством или рабочей памятью, сказал Слуцкий.
Литература:
Qianqian Wan et al, Exploration, Distributed Attention, and Development of Category Learning, Psychological Science (2024). DOI: 10.1177/09567976241258146
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];