Любая форма кибербуллинга травмирует психику детей, показало исследование

Новое исследование подтверждает, что кибербуллинг следует считать травмирующим опытом, приводящим к долгосрочным психологическим последствиям.

Методы исследования

Учёные из Флоридского Атлантического университета (Florida Atlantic University) и Университета Висконсин-О-Клэр (University of Wisconsin-Eau Claire) провели масштабное исследование с участием 2 697 американских школьников (13–17 лет).

  • Изучались 18 форм кибербуллинга, включая:

    • Исключение из онлайн-чатов

    • Имперсонацию (создание фейковых аккаунтов)

    • Преследование (сталкинг)

  • Оценивалась связь с симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

  • Результаты опубликованы в журнале «BMC Public Health».

Результаты исследования

  • 87% подростков сталкивались хотя бы с одной формой кибербуллинга.

  • Наиболее травмирующие формы:

    • Исключение из групп (эффект сопоставим с прямыми угрозами).

    • Распространение слухов и оскорбительных комментариев.

  • Группы риска:

    • Девочки и младшие подростки (13–15 лет).

    • Однако главный фактор — частота травли, а не демография.

«Даже «лёгкие» формы буллинга, вроде игнорирования в чатах, наносят такой же вред, как и явные угрозы», — отметил Самир Хиндуджа (Sameer Hinduja), научный сотрудник Флоридского Атлантического университета (Florida Atlantic University).

Заключение

  • Рекомендации:

    • Внедрение антибуллинговых программ в школах.

    • Подготовка педагогов к распознаванию признаков травмы.

  • Перспективы:

    • Изучение факторов, смягчающих последствия (поддержка семьи, друзей).

Литература:
Sameer Hinduja et al, Cyberbullying through the lens of trauma: an empirical examination of US youth, BMC Public Health (2025). DOI: 10.1186/s12889-025-22692-6