Один ролик — и подросток начинает думать иначе? Учёные говорят «да», но не всё так просто

Можно ли «перепрошить» мышление за 10 минут?

Исследователи из Университета Восточной Англии (University of East Anglia) утверждают: всего один короткий видеоролик может изменить то, как подростки воспринимают самих себя. Да-да, всего одна онлайн-сессия продолжительностью в десять минут — и мышление у подростков сдвигается в сторону так называемого «гибкого» (или growth) подхода к личности.

Но тут важно сделать ремарку: настроение и тревожность — по крайней мере сразу после просмотра — практически не изменились. Иными словами, мыслительные установки — да, чувства — пока нет.


Что это вообще за видео и зачем оно нужно?

Команда из Медицинской школы Нориджа (Norwich Medical School) при университете разработала онлайн-интервенцию, основанную на идее «развивающегося мышления». Это теория, согласно которой личностные черты и способности не заданы навсегда, а могут изменяться с опытом и усилиями.

Идея в том, чтобы мягко «перекалибровать» подростковое восприятие себя: не «я такой и останусь», а «я могу меняться, учиться, развиваться».

Исследование опубликовано в журнале «JCPP Advances» и стало одним из первых в Великобритании, кто испытал этот подход в онлайн-формате.


Как это проверяли?

Более 100 подростков были набраны через школы, благотворительные организации и соцсети. Их случайным образом разделили на две группы: одна прошла видеосессию, другая — была в «списке ожидания» (контрольная группа).

Участников попросили оценить уровень тревожности, депрессии, гибкости мышления и установок относительно собственной личности — сначала перед просмотром, а затем через месяц.

По словам Джессики Болл (Jessica Ball), которая провела исследование в рамках своей клинической подготовки, ролик заметно повлиял на установки участников — у них усилилось ощущение, что личность может меняться. Хотя, увы, тревожность и подавленность остались на прежнем уровне.


А зачем это вообще нужно?

Кенни Чиу (Kenny Chiu), научный сотрудник из Медицинской школы Нориджа, объясняет: «Один из семи подростков по всему миру сталкивается с ментальными расстройствами. В Великобритании таких — каждый пятый. Но 75% из них не получают никакой помощи». Это, мягко говоря, катастрофа.

А ведь большинство серьёзных проблем с психическим здоровьем у взрослых — начинаются как раз в подростковом возрасте. Поэтому важна не только терапия, но и профилактика.

По мнению Ричарда Майзера-Стадмана (Richard Meiser-Stedman), другого научного сотрудника, онлайн-интервенции — особенно одноразовые и дешёвые — могут стать спасением, учитывая перегруженность традиционных служб помощи.


Что дальше?

Команда подчёркивает: одного видео недостаточно, чтобы победить депрессию или тревожность. Но это может стать частью «наборного» подхода — своего рода «ментального ящика с инструментами», особенно полезного в условиях ограниченных ресурсов.

Кроме того, необходимы более долгосрочные исследования, чтобы понять, как долго сохраняется эффект и можно ли масштабировать эту идею.

Так что, возможно, в будущем школьникам вместо лекций о стрессе будут просто включать десятиминутный ролик. А там — кто знает? — глядишь, и всё действительно начнёт меняться.

Литература:
The Efficacy of an Online Self-Administered Single Session Intervention to Promote Growth Mindset in Adolescents: A Randomised Controlled Trial, JCPP Advances (2025).