Время течет непрерывным потоком, однако наши воспоминания разделены на отдельные эпизоды, каждый из которых становится частью нашего личного повествования. Как эмоции формируют процесс формирования памяти — загадка, которую наука начала разгадывать лишь недавно. Последняя подсказка пришла от психологов Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), которые обнаружили, что изменчивые эмоции, вызываемые музыкой, помогают формировать отдельные и долговечные воспоминания.
В исследовании, опубликованном в научном журнале Nature Communications, музыка использовалась для управления эмоциями добровольцев, выполняющих простые задачи на компьютере. Исследователи обнаружили, что динамика эмоций людей превращает нейтральные переживания в запоминающиеся события.
«Изменения в эмоциях, вызванных музыкой, создали границы между эпизодами, что облегчило людям запоминание того, что они видели и когда они это видели», — сказал ведущий автор исследования Мейсон Макклей (Mason McClay), специалист в области психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. «Мы считаем, что это открытие имеет большие терапевтические перспективы для помощи людям с посттравматическим стрессовым расстройством и депрессией».
С течением времени людям необходимо группировать информацию, поскольку нужно запомнить слишком много (и не все полезно). По-видимому, в преобразовании переживаний в воспоминания с течением времени участвуют два процесса: первый объединяет наши воспоминания, сжимая и связывая их в индивидуальные эпизоды; другой расширяет и разделяет каждое воспоминание по мере того, как опыт уходит в прошлое. Между интеграцией воспоминаний и их разделением происходит постоянное перетягивание каната, и именно эти толчки и притяжения помогают формировать отдельные воспоминания. Этот гибкий процесс помогает человеку понять и найти смысл в своем опыте, а также сохранить информацию.
«Это все равно, что складывать предметы в коробки для длительного хранения», — сказал автор исследования Дэвид Клеветт (David Clewett), научный сотрудник кафедры психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. «Когда нам нужно получить часть информации, мы открываем коробку, в которой она хранится. Это исследование показывает, что эмоции, по-видимому, являются эффективной коробкой для такого рода организации и для того, чтобы сделать воспоминания более доступными».
Макклей и Клеветт вместе с Мэтью Саксом (Matthew Sachs) из Колумбийского университета (Columbia University) наняли композиторов для создания музыки, специально предназначенной для того, чтобы вызывать радостные, тревожные, грустные или спокойные чувства различной интенсивности. Участники исследования слушали музыку, представляя повествование, сопровождающее серию нейтральных изображений на экране компьютера, таких как ломтик арбуза, бумажник или футбольный мяч. Они также использовали компьютерную мышь, чтобы отслеживать мгновенные изменения в своих чувствах с помощью нового инструмента, разработанного для отслеживания эмоциональных реакций на музыку.
Затем, после выполнения задания, призванного отвлечь их, участникам снова показывали пары изображений в случайном порядке. Для каждой пары их спрашивали, какое изображение они увидели первым, а затем насколько далеко во времени, по их мнению, они видели эти два объекта. Пары объектов, которые участники видели непосредственно до и после изменения эмоционального состояния (высокой, низкой или средней интенсивности), запомнились как произошедшие дальше друг от друга во времени по сравнению с изображениями, которые не охватывали эмоциональное изменение.
Участники также хуже запоминали порядок предметов, отражающих эмоциональные изменения, по сравнению с предметами, которые они просматривали в более стабильном эмоциональном состоянии. Эти эффекты позволяют предположить, что изменение эмоций, возникшее в результате прослушивания музыки, отодвинуло новые воспоминания.
«Это говорит нам о том, что интенсивные моменты эмоциональных изменений и напряжения, такие как музыкальные фразы в «Богемской рапсодии» группы Queen, можно запомнить как длившиеся дольше, чем менее эмоциональные переживания аналогичной продолжительности», — сказал Макклей. «Музыканты и композиторы, которые объединяют эмоциональные события, чтобы рассказать историю, возможно, наполняют наши воспоминания богатой временной структурой и более длительным ощущением времени».
Направление изменения эмоций также имело значение. Интеграция памяти была лучшей (то есть воспоминания о последовательных элементах ощущались ближе друг к другу во времени, а участники лучше запоминали их порядок), когда сдвиг был в сторону более положительных эмоций. С другой стороны, сдвиг в сторону более негативных эмоций (например, от более спокойных к более грустным) имел тенденцию к разделению и расширению мысленной дистанции между новыми воспоминаниями.
На следующий день участников также опросили, чтобы оценить их долговременную память, и они показали лучшую память на предметы и моменты, когда их эмоции менялись, особенно если они испытывали сильные положительные эмоции. Это говорит о том, что ощущение большего позитива и энергии может объединить в памяти различные элементы опыта.
Сакс подчеркивал полезность музыки как метода вмешательства.
«Большинство методов лечения расстройств, основанных на музыке, основаны на том факте, что прослушивание музыки может помочь пациентам расслабиться или почувствовать удовольствие, что уменьшает негативные эмоциональные симптомы», — сказал он. Таким образом, польза от прослушивания музыки в этих случаях вторична и косвенна. Здесь мы предлагаем возможный механизм, с помощью которого эмоционально динамичная музыка могла бы напрямую лечить проблемы с памятью, которые характеризуют такие расстройства».
Клеветт отметил, что эти результаты могут помочь людям реинтегрировать воспоминания, которые вызвали посттравматическое стрессовое расстройство.
«Если травматические воспоминания не хранятся должным образом, их содержимое выльется наружу, когда “дверь туалета” откроется, часто без предупреждения. Вот почему обычные события, такие как фейерверк, могут вызвать воспоминания о травматических переживаниях, таких как переживание бомбежки или перестрелки», — сказал он. «Мы думаем, что можем использовать положительные эмоции, возможно, с помощью музыки, чтобы помочь людям с посттравматическим стрессовым расстройством поместить эти первоначальные воспоминания в коробку и реинтегрировать их, чтобы отрицательные эмоции не выплескивались в повседневную жизнь».
Авторы другого исследования заявляют, что музыка и кофе могут повысить когнитивные способности.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];