Исследователи изучили уровень окситоцина у детей, чтобы выяснить, может ли он быть связан с проблемами поведения в дошкольном возрасте. Результаты показали, что дети с более высоким уровнем окситоцина лучше адаптируются к дошкольной среде, а игры с родителями повышают этот уровень.
Окситоцин- гормон хорошего самочувствия
Окситоцин, известный как один из гормонов, связанных с социальным поведением, был предметом нескольких исследований, целью которых было понять его роль в развитии различных психических патологий и поведенческих расстройств. Этот гормон хорошего самочувствия вырабатывается в мозге в различных ситуациях человеческой жизни, и также было показано, что его более высокая концентрация в организме связана с большей эмпатией, щедростью и доверием к другим людям.
Можно ли будет тогда использовать окситоцин в качестве терапевтического средства при таких проблемах, как аутизм, тревога, агрессия или гиперактивность?
«На самом деле роль окситоцина оказалась расплывчатой и с противоречивыми результатами», — объясняет Нуно Торрес (Nuno Torres) в статье, опубликованной в португальской газете Público.
Принимая во внимание предыдущие исследования, показавшие сниженную эффективность введения окситоцина людям с неблагоприятным детским опытом, и даже то, что его чрезмерное введение может быть связано с большей агрессией, группа ученых из Исследовательского центра Уильяма Джеймса (William James Center for Research of the ISPA—University Institute) в сотрудничестве с Университетом штата Вашингтон (Washington State University) изучала выработку окситоцина и его присутствие у детей дошкольного возраста, чтобы понять, может ли концентрация этого нейропептида в различных ситуациях быть связана с большими или меньшими проблемами поведения в дошкольном возрасте.
В статье «Salivary oxytocin after play with parents predicts behavioural problems in preschool children», опубликованной в феврале 2022 года в журнале Psychoneuroendocrinology, ученые объясняют, что для измерения уровня окситоцина собирались образцы слюны у 30 детей дошкольного возраста (17 девочек и 13 мальчиков) в течение пяти дней в разных ситуациях: в повседневной рутине, а также до и после диадических игровых сеансов с родителями. Поведенческие проблемы у детей оценивались с помощью опросника Caregiver-Teacher Report Form, заполняемого воспитателем дошкольного учреждения.
Результаты научной работы
Результаты исследования показывают, что у детей будет лучшая адаптация и большая гармония в дошкольной среде, если в их организме будет более высокий уровень окситоцина. Это происходит, например, после того, как они поиграют с родителями в течение пятнадцати минут.
По мнению Нуно Торреса, эта работа «может позволить разработать лучшие образовательные практики, которые стимулируют укрепление здоровья во всем мире». В ближайшем будущем «мы также думаем об оценке уровня окситоцина у родителей, чтобы лучше понять процесс психологического, биологического и социального взаимодействия между двумя звеньями, родителями и ребенком», — заключает он.
Авторы другого исследования, заявляют, что окситоцин стимулирует пластичность мозга.