Позитивное воспитание может защитить от последствий стресса в детстве и подростковом возрасте

Теплое и поддерживающее воспитание может смягчить воздействие стресса в детстве и подростковом возрасте. Это ключевой вывод недавнего исследования, опубликованного в научном журнале PNAS Nexus.

У некоторых детей и подростков, переживающих стрессовые события, такие как физическое насилие или пренебрежение, меньше ткани в области мозга, называемой гиппокампом. Гиппокамп играет решающую роль в обучении и памяти, а также очень чувствителен к стрессу.

Однако в данном исследовании ученые не обнаружили связи между повышенным стрессом и уменьшением мозговой ткани в гиппокампе у молодых людей, которые сообщали о большей теплоте со стороны своих родителей или опекунов.

Позитивное воспитание включает в себя ряд теплых и поддерживающих техник, таких как похвала за хорошие поступки, эмоциональная поддержка и привязанность. Сравните это с суровыми методами воспитания, такими как крик и физические наказания.

В качестве первого шага ученые исследовали, защищает ли позитивное воспитание от связи между детским стрессом и поведенческими проблемами у детей.

Ученые проанализировали сканы мозга почти 500 детей в возрасте от 10 до 17 лет, используя данные проекта Healthy Brain Network, и измерили мозговую ткань с помощью структурной магнитно-резонансной томографии, или МРТ, метода, который позволяет провести замер областей мозга. Чтобы измерить стресс, детей спросили о количестве негативных жизненных событий, с которыми они столкнулись в семье, обществе и школе, и о том, насколько они огорчены каждым из этих событий.

Результаты показали, что позитивное воспитание оказывает защитное действие против связи между стрессом и поведением; другими словами, дети, которые испытали больший стресс из-за негативных событий, но которые также воспринимали своих родителей как доброжелательных и поддерживающих, демонстрировали менее вызывающее поведение, такое как нарушение правил или агрессия. Затем ученые изучили, как воспитание защищает от известного биомаркера стресса в мозге: меньшего объема ткани в гиппокампе.

В соответствии с предыдущими исследованиями ученые обнаружили, что больший уровень стресса в детстве коррелирует с меньшими объемами гиппокампа и что представление детей о том, что они получили положительное, поддерживающее воспитание, служило буфером против биологических последствий стресса. Даже когда молодые люди сообщали о высоком уровне стресса из-за негативных жизненных событий, у тех, кто воспринимал своих родителей как более благосклонных, ткань мозга в гиппокампе не уменьшалась.

Поддержка может работать во многих ситуациях и с людьми всех возрастов.

Напротив, ученые не обнаружили такого же защитного эффекта, когда смотрели на то, что опекуны думают об их воспитании. Другими словами, если родители говорили, что они поддерживали ребенка и позитивно относились к процессу воспитания, но ребенок не видел их такими, мы не увидели этого защитного эффекта.

Почему это важно

Прошлые исследования показали, что гиппокамп меньше у детей и взрослых, подвергавшихся в детстве высокому уровню стресса. Эти размеры, в свою очередь, связаны с поведенческими проблемами, проблемами с обучением и памятью, а также с повышенной уязвимостью к будущему стрессу.

Наше исследование подчеркивает важность заботы о детях для обеспечения здорового развития мозга и устойчивости у детей. Создавая атмосферу тепла и поддержки, воспитатели могут помочь детям более эффективно справляться со стрессом. Десятки исследований показали, что позитивные методы воспитания, такие как помощь детям в выражении эмоций и предоставление им пространства для раскрытия своих чувств без осуждения, могут помочь детям пережить трудные события.

Какие еще проводятся исследования 

Работа этой команды ученых и других подчеркивает, что стрессовые ситуации могут оказывать пагубное влияние на развитие. Многие исследователи пытаются понять, какие аспекты стресса имеют значение и как.

Например, угрожающие переживания, такие как насилие, могут влиять на мозг и поведение иначе, чем лишения, такие как недостаток еды.

В то же время, хотя исследователи считают, что определенные виды стресса имеют определенные характеристики, человек, испытывающий стресс, может так не чувствовать, то есть нехватка еды может казаться очень опасной для человека, переживающего это. Эта работа показывает, что в этой области исследований крайне важно сосредоточить внимание на перспективах тех, кто непосредственно пострадал от стресса.

Авторы другого исследования утверждают, что жесткое воспитание увеличивает риск развития у детей проблем с психическим здоровьем.