Раннее владение смартфоном: тревожный звоночек для психического здоровья молодежи

Раннее знакомство со смартфоном и его тени на психике

Что если я скажу вам — смартфон до 13 лет? Сразу же ассоциации с беззаботным общением, играми, соцсетями? Но вот кое-что: международное исследование с участием более 100 тысяч молодых людей выявило, что гаджет, полученный в руки в возрасте 12 лет и младше, связан с рядом серьёзных проблем психического здоровья в период 18–24 лет.

Данные показывают, что у тех, кто стал обладателем смартфона в раннем возрасте, заметно чаще проявляются суицидальные мысли, агрессия, потеря связи с реальностью, сложности с контролем эмоций и пониженная самооценка.


Откуда это всё? Связь с соцсетями и не только

Оказывается, эти тревожные сигналы в основном связаны с досрочным доступом к соцсетям, которые, как выяснили эксперты из Sapien Labs (Sapien Labs) — организации, владеющей крупнейшей в мире базой данных по психическому здоровью, — способствуют кибербуллингу, нарушению сна и ухудшению семейных отношений к взрослому возрасту.

По словам научного сотрудника, нейробиолога Тары Тхиагаран (Tara Thiagarajan), основательницы и главного научного сотрудника Sapien Labs, эти связи — не просто совпадение:

«Ранняя гаджетозависимость и доступ к соцсетям меняют картину психического здоровья в молодости, порождая не типичные для стандартных исследований симптомы — агрессию, отчуждение, суицидальные мысли. При этом эти признаки часто остаются за рамками привычных скринингов».

И дальше — призыв к серьёзным мерам, сравнимым с контролем над алкоголем и табаком: ограничение доступа к смартфонам для детей до 13 лет, обязательное обучение цифровой грамотности и ужесточение ответственности IT-компаний.


Как смартфоны перекраивают жизнь подростков?

С начала нулевых смартфоны кардинально изменили способ, как подростки общаются, учатся и выстраивают свою идентичность. Но вместе с этим пришли и тёмные стороны — алгоритмы соцсетей, подогревающие чувство неполноценности, вызывающие сравнения и в итоге ухудшающие реальные взаимоотношения и сон.

Хотя официально соцсети устанавливают минимум 13 лет для регистрации, проверка этого факта оставляет желать лучшего. В итоге, дети порой проводят у экранов часы — и средний возраст получения смартфона снижается год от года.


Опыт разных стран: телефоны в школах — польза или вред?

Мировая практика по запрету телефонов в учебных заведениях разнится: Франция, Нидерланды, Италия, Новая Зеландия — вводят ограничения. Результаты разные, но, к примеру, голландское исследование отметило повышение концентрации учащихся.

Недавно в Нью-Йорке объявили о полном запрете смартфонов в школах — крупнейшем среди американских штатов, к которому присоединились Алабама, Арканзас, Небраска, Северная Дакота, Оклахома и Западная Вирджиния, где уже существуют похожие меры.


Почему так сложно понять влияние экранов?

Ранее исследования по влиянию времени перед экраном, соцсетей и смартфонов на психику показывали противоречивые результаты. Вся загвоздка — в используемых инструментах оценки, которые часто упускают именно те симптомы, что выявлены в этом исследовании.


Как проходило исследование?

Использовали данные из проекта Global Mind Project (Global Mind Project) от Sapien Labs (Sapien Labs) — глобального опроса с применением индекса психического здоровья Mind Health Quotient (MHQ), который охватывает социальное, эмоциональное, когнитивное и физическое благополучие.

В итоге получены впечатляющие цифры:

  • Основные «тревожные» симптомы у тех, кто получил смартфон рано, — суицидальные мысли, агрессия, потеря связи с реальностью и галлюцинации.
  • Оценки MHQ ухудшаются с уменьшением возраста первого владения смартфоном — у 13-летних средний балл около 30, а у пятилетних — всего 1.
  • Доля молодых с выраженными проблемами растёт на 9,5% среди девушек и на 7% среди юношей, и эти тенденции едины для всех культур и регионов.
  • У девушек с ранним доступом к гаджетам наблюдается сниженная самооценка, устойчивость к стрессу и уверенность, у парней — нарушения стабильности, спокойствия и эмпатии.

Как соцсети и семейные связи вмешиваются в картину?

Дальнейший анализ показал:

  • Около 40% влияния раннего смартфона связаны с ранним доступом к соцсетям.
  • Семейные проблемы — 13%, кибербуллинг — 10%, нарушение сна — 12% — вносят весомый вклад в негативные эффекты.

Пандемия COVID-19, вероятно, усилила эти тенденции, но их глобальная однородность свидетельствует о более фундаментальном влиянии.


Призыв к действиям и осторожности

Хотя точной причинно-следственной связи пока нет, авторы подчеркивают, что масштабы потенциального вреда настолько велики, что ждать окончательных доказательств — значит рисковать.

Рекомендуются четыре ключевых направления:

  • Обязательное обучение цифровой грамотности и психическому здоровью.
  • Жёсткий контроль за соблюдением возрастных ограничений в соцсетях и ответственность компаний.
  • Ограничение доступа к соцсетям для детей.
  • Пошаговое введение ограничений на пользование смартфонами.

Итоги от исследователя

Тара Тхиагаран (Tara Thiagarajan), чья работа сосредоточена на влиянии окружающей среды на мозг и психику, так резюмирует:

«Наши данные показывают — смартфон с раннего детства, особенно в сочетании с соцсетями, наносит серьёзный урон психическому здоровью во взрослой жизни. Последствия глубоки — не только для отдельного человека, но и для общества в целом.

Честно говоря, я удивилась, насколько сильно выражены эти эффекты. Но если вдуматься, всё логично: развивающийся мозг уязвим, и виртуальная среда может стать для него серьёзным испытанием.

Но важно помнить — смартфоны и соцсети не единственная причина роста проблем с психикой у молодёжи. Они — часть сложной мозаики, и ждать стопроцентных доказательств, игнорируя текущие данные, — значит упустить шанс на своевременную помощь».


Литература:
Protecting the Developing Mind in a Digital Age: A Global Policy Imperative, Journal of Human Development and Capabilities (2025). DOI: 10.1080/19452829.2025.2518313