Scientific Reports: игра на фортепиано улучшает функцию мозга и помогает избавиться от депрессии

Ученые из Университета Бата (University of Bath) обнаружили положительное влияние обучения игре на музыкальном инструменте на способность головного мозга обрабатывать изображения и звуки, а также пришли к выводу, что данное занятие может помочь поднять настроение. Результаты научной работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

Новизна исследования

В исследовании показано, как новички, которые брали уроки игры на фортепиано всего по одному часу в неделю в течение 11 недель, сообщили о значительных улучшениях в распознавании аудиовизуальных изменений в окружающей среде и сообщили об уменьшении депрессии, стресса и беспокойства.

Материалы и методы исследования

В рандомизированном контрольном исследовании 31 взрослый был распределен либо в музыкальную группу, либо в группу прослушивания музыки, либо в контрольную группу. Участникам, не имевшим ранее музыкального опыта или подготовки, было поручено проходить еженедельные одночасовые занятия. В то время как группы сравнения слушали музыку, либо использовали это время для выполнения домашних заданий.

Результаты научной работы

Исследователи обнаружили, что всего за несколько недель после начала занятий способность людей обрабатывать мультисенсорную информацию улучшилась. Улучшенный «мультисенсорный процесс» приносит пользу практически для каждого вида деятельности, в котором мы участвуем — от вождения автомобиля и перехода дороги до поиска кого-то в толпе или просмотра телевизора.

Эти мультисенсорные улучшения выходили за рамки музыкальных способностей. Благодаря музыкальному обучению аудиовизуальная обработка людей стала более точной при выполнении других задач. Те, кто брал уроки игры на фортепиано, показали большую точность в тестах, где участников просили определить, происходили ли звуковые и зрительные «события» одновременно.

Такой тонкой настройки когнитивных способностей участников не наблюдалось ни в группе прослушивания музыки (где участники слушали музыку), ни в группе, не связанной с музыкой (где участники учились или читали). Кроме того, у участников также снизились показатели депрессии, тревоги и стресса после занятий по сравнению с тем, что было до них. Авторы исследования предполагают, что обучение музыке может быть полезным для людей с проблемами психического здоровья, и в настоящее время проводятся дальнейшие исследования, чтобы проверить это.

Обсуждение результатов исследования

Когнитивный психолог и специалист по музыке доктор Карин Петрини (Karin Petrini) с факультета психологии Университета Бата объяснила: «Мы знаем, что игра и прослушивание музыки часто приносят радость в нашу жизнь, но с помощью данного исследования нам было интересно узнать больше о непосредственном воздействии короткого периода изучения музыки на нашу жизнь, на когнитивные способности».

«Научиться играть на таком инструменте, как фортепиано, – сложная задача: для этого музыканту требуется читать партитуру, генерировать движения и отслеживать слуховую и тактильную обратную связь, чтобы корректировать свои дальнейшие действия. С научной точки зрения, этот процесс объединяет визуальные и слуховые сигналы и приводит к мультисенсорному обучению отдельных людей».

«Результаты нашего исследования показывают, что это оказывает значительное положительное влияние на то, как головной мозг обрабатывает аудиовизуальную информацию даже во взрослом возрасте, когда пластичность мозга снижается», – заключают авторы исследования.

Авторы другого исследования заявляют, что музыка активирует гены, отвечающие за обучение и память.