Стабильность в детстве способствует риску и исследованиям

Новое исследование показывает, что дети, имеющие надежную поддержку родителей, более склонны идти на риск и исследовать.

Анализируя решения, принятые более чем 150 детьми в возрасте от 10 до 13 лет в игровых сценариях, исследование показало, что дети, которые считали своих родителей непредсказуемыми, с меньшей вероятностью подвергались исследовательскому риску.

Это исследование подчеркивает значительное влияние родительской предсказуемости на готовность ребенка исследовать и рисковать, предполагая, что детский опыт формирует тенденции принятия решений в дальнейшей жизни. Эти результаты подчеркивают важность стабильной и предсказуемой среды для содействия обучению и развитию детей.

Пробовать что-то новое — это риск, на который берется каждый ребенок, исследуя и познавая мир. Хотя риск может быть дорогостоящим, он также может окупиться вознаграждением или знаниями. Но новые исследования показывают, что дети, не имеющие предсказуемой поддержки со стороны взрослых, менее склонны идти на такой риск и пожинать его плоды.

«Если вы находитесь в среде, богатой ресурсами — для ребенка это означает, что вы в безопасности, вам приносят еду, вы окружены взрослыми, которые вас защищают — вы готовы попробовать что-то новое», — говорит Сет Поллак (Seth Pollak), профессор психологии из Университета Висконсина-Мэдисон (University of Wisconsin–Madison), который изучает детские невзгоды. «И именно так вы открываете для себя мир и познаете его».

Но не каждая научная работа будет полезной, и, согласно новому исследованию опубликованой в научном журнале PNAS, дети, которые не верят, что у них есть поддержка надежных родителей, менее склонны рисковать.

«То, что невидимо за этим углом, может быть золотым, но вы также можете попасть в плохую ситуацию», — объясняет Поллак. «В конечном итоге вы можете заказать плохую еду или прикоснуться к чему-то, что причиняет вам боль. Вы можете оказаться в плохих отношениях или с пустым кошельком. Итак, мы подумали, что для того, чтобы иметь уверенность в том, чтобы попробовать что-то новое, вы должны чувствовать поддержку и относительную безопасность — как будто вы можете позволить себе сделать неверный выбор».

Исследователи изучили решения, которые приняли более 150 детей в возрасте от 10 до 13 лет, играя в игры, разработанные Шоном Грином (Shawn Green), профессором психологии. Игры предлагали детям возможность немного рискнуть и поискать потенциальную выгоду.

Одна игра, созданная по образцу пары игровых автоматов казино, давала игрокам историю выплат только на одном из автоматов — информацию, которая помогала им понять ожидаемый выигрыш, если они продолжали тянуть за ручку этого автомата. История другой машины была загадкой, и инвестирование в нее было более рискованным, но потенциально и более прибыльным.

В другой игре, в которой дети собирали яблоки в виртуальных садах, доходность уменьшалась, поскольку игроки продолжали собирать яблоки с отдельного дерева. Учитывая ограниченное время, перейдут ли игроки на новые деревья с неизвестными наградами? Или они будут рубить дерево, которое знают лучше всего?

Дети и их родители также приняли участие в ряде опросов и оценок. Исследователи оценили стресс, который испытывают дети, и предсказуемость их жизни, основываясь на таких факторах, как потеря работы родителями, развод, смерть или болезнь в семье, а также смена школы и дома, а также на собственных взглядах детей на то, являются ли их родители надежными и предсказуемыми.

Юйян Сюй (Yuyan Xu) автор исследования, попросила детей ответить на вопросы о том, как они пережили свои отношения, например: Когда мои родители говорят, что собираются забрать меня, могу ли я рассчитывать на них быть там? Когда мои родители дают обещание, выполняют ли они его? Знаю ли я обычно, как мои родители будут реагировать на различные ситуации?

Чем менее надежными и предсказуемыми дети считали своих родителей, тем меньше вероятность того, что они пошли на исследовательский риск в играх, в которые играли. Они с меньшей вероятностью дадут таинственному игровому автомату шанс или решат перебраться на другую яблоню.

«Дети из более стабильных семей играют и экспериментируют в наших играх. Они используют это, чтобы понять, как все работает, и, возможно, заработать больше денег или очков», — добавляет Поллак. «Дети из нестабильных семей просто так не играют. Они остаются в более узком диапазоне возможностей. Они предпочитают придерживаться того, что уже знают, даже если оно ограничено, вместо того, чтобы рисковать получить более высокую награду».

Исследователи обнаружили, что эти добровольные ограничения риска не были связаны с более объективными показателями стресса и непредсказуемости жизни детей или даже с отчетами родителей, которые не обязательно соответствовали представлениям ребенка об их отношениях.

Не было корреляции между отсутствием риска и уровнем тревоги или неврозов, а также отношением детей к остальному миру за пределами их семьи. Если они чувствовали, что их родители ненадежны и непредсказуемы, они были менее склонны к исследованиям.

«Я думаю, это имеет смысл», — комментирует Поллак. «Их мозг делает именно то, что мы от него хотим, верно? Если вы действительно чувствуете, что что-то непредсказуемо, и не знаете, как все пойдет, вы будете придерживаться того, что работает и что вам знакомо. Вы не станете тратить свои ресурсы на что-то, что может развалиться».

Исследователи провели свои эксперименты сначала с группой из почти 80 детей, а затем повторили их со второй группой из чуть более 80 человек, чтобы подтвердить свои результаты.

«Интересно то, что, похоже, наш ранний детский опыт определяет, как мы решаем принимать эти решения спустя годы и в таких действительно разных ситуациях», — добавляет Сюй.

Открытость к исследованиям будет не единственным важным аспектом детства, которому способствует стабильность. Развитие речи, качество сна, регулирование стресса и другие предметы исследований развития детей связаны с предсказуемостью в жизни детей. Поллак планирует глубже изучить взаимосвязь между предсказуемостью и исследованиями, чтобы увидеть, как можно залечить эти разногласия.

«Что мы можем сделать для детей, которые считают свою историю межличностных отношений нестабильной?», заключает автор исследования. «Возможно, мы не сможем изменить отношение к тому времени, когда поймем, что они непредсказуемы. Но можем ли мы изменить то, как дети думают о них, как они к ним относятся? Если это будет гибко, возможно, мы сможем настроить этих детей на преимущества и награды от исследований, чтобы способствовать их обучению».

Авторы другого исследования утверждают, что дети, растущие в домах, где царит насилие, подвергаются риску депрессии и наркомании