Исследователи обнаружили, что дети кодируют в своем мозгу вторичную информацию, в отличие от взрослых, которые сосредоточены исключительно на поставленной задаче. Это открытие предполагает, что дети, на самом деле, улавливают более широкий спектр информации из окружающего мира. Это исследование меняет наше понимание о когнитивных способностей детей, показывая, что их мозг может просто функционировать иначе, а в некоторых случаях и более эффективно, чем у взрослых. Результаты исследования опубликованы в научном журнале The Journal of Neuroscience.
Новизна исследования
Группа исследователей показала, что очевидная неспособность детей концентрировать внимание позволяет им превзойти взрослых в запоминании информации, которую им было велено игнорировать.
Исследование показывает, что, как и ожидалось, взрослые отлично справляются с концентрацией своего внимания на поставленной задаче и не обращают внимания на информацию, которую им велят игнорировать.
Дети, с другой стороны, воспринимают вторичную информацию, которую им приказано игнорировать при выполнении той же задачи. Затем информация кодируется в их мозгу.
«Мы обнаружили, что детский мозг может удерживать информацию так, как не может мозг взрослого человека», — комментирует Яэлан Юнг (Yaelan Jung), которая работала над исследованием из Университета Эмори (Emory University). «Хотя идея о том, что у детей хуже способность к вниманию, чем у взрослых, не чужда, мы не знали, как отсутсвие внимания влияет на то, как их мозг получает и удерживает другую информацию».
«Наше исследование заполняет этот пробел в знаниях и показывает, что недостаточное внимание детей приводит к тому, что они удерживают больше информации о мире, чем взрослые».
«Дело не только в том, что у детей плохая способность концентрировать внимание и они не могут игнорировать отвлекающие факторы», — добавляет Эми Финн. «Наше исследование показывает, что их мозг устроен так, чтобы быть чувствительным ко всей информации, независимо от того, актуальна она или нет, — что дети более чувствительны к большему количеству информации».
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 24 взрослых со средним возрастом 23 года и 26 детей со средним возрастом 8 лет. Команда ученых попросила участников рассмотреть серию из четырех статических иллюстраций: шмель, автомобиль, стул и дерево. Каждое изображение сопровождалось фоном из серых точек, движущихся в одном из четырех направлений: вверх, вниз, влево и вправо.
На одном этапе исследования испытуемых просили игнорировать движущиеся точки и нажимать кнопку, когда какой-либо объект, скажем, шмель, появлялся более одного раза. На другом этапе их просили игнорировать объекты и нажимать кнопку, когда направление движения точек повторялось.
Участники выполняли свою задачу, находясь в аппарате магнитно-резонансной томографии (МРТ) в Центре нейровизуализации Торонто в Университете Торонто (University of Toronto). Когда они выполняли задание, МРТ фиксировала активность мозга испытуемых.
Результаты исследования
«То, что мы обнаружили в этом исследовании, позволяет по-новому взглянуть на то, что означает развитие мозга», — объясняет Юнг. «Зачастую мы предполагаем, что по мере развития мозга он будет делать больше и лучше. Таким образом, мы часто думаем, что взрослые лучше и умнее детей. Однако наша работа показывает, что это не всегда так. Скорее, детский мозг может просто действовать не так, как взрослый, и, следовательно, иногда он может делать больше, чем взрослый».
Финн заключила: «Исследование предполагает, что такой подход, заключающийся в том, чтобы быть более чувствительным к более широкой среде за счет уделения внимания конкретным вещам, лучше подходит для понимания сложных систем. Это может помочь сформировать более высокий уровень понимания нашей полной окружающей среды. Итак, я смотрю на детей как на этих маленьких существ, обрабатывающих информацию, способных лучше представлять мир, с мозгом, который более точно отражает мир, чем наш».
Авторы другого исследования утверждают, что внимательность на основе когнитивной терапии защищает от рецидива депрессии