Ученые выяснили, как формируется взгляд детей на социальное неравенство

Исследователи обнаружили, что восприятие детьми неравенства формируется в зависимости от того, как им объясняют его происхождение. В то время как взрослые часто приписывают социальное неравенство структурным силам, дети интерпретируют эти структуры по-разному. Однако, когда детям даются конкретные объяснения движущих сил неравенства, их точки зрения в большей степени совпадают с точками зрения взрослых. Этот сдвиг в понимании также снижает предвзятость детей по отношению к экономическим группам с более низким статусом. Результаты исследования опубликованы в научном журнале PNAS.

Новизна исследования

На взгляды детей на неравенство может повлиять то, как им объясняют его причины, говорится в новом исследовании, проведенном группой психологов.

Работа предлагает понимание факторов, влияющих на то, как более крупные социальные проблемы воспринимаются в молодом возрасте, и указывает на новые способы уменьшить предубеждение в отношении экономических групп с более низким статусом.

«Но дети не обязательно видят различия в статусе таким образом — и когда детям предлагается рассмотреть структурные силы, они, как правило, интерпретируют эти структуры иначе, чем взрослые. Однако наша работа показывает, что дети могут думать об этих вопросах так же, как и взрослые, если им особым образом объяснять структуры, вызывающие неравенство», — комментирует Рэйчел Лешин (Rachel Leshin) из Нью-Йоркского университета (New York University). «Мы обнаружили, что такие подходы также снижают степень предвзятости, которую испытывают дети в отношении группы с более низким доходом по сравнению с группой с более высоким доходом».

Актуальность исследования

Давно доказано, что дети с раннего возраста осознают неравенство, и в результате у них быстро развиваются предубеждения, связанные со статусом человека. Например, они часто более позитивно относятся к представителям групп с высоким статусом (например, к тем, у кого больше материальных ресурсов, или к тем, кто принадлежит к группам, которые они ассоциируют с большим богатством) и, кроме того, охотно принимают групповые различия.

Материалы и методы исследования

В исследовании Лешин и Марджори Роудс (Marjorie Rhodes), профессор факультета психологии Нью-Йоркского университета, изучили, как дети рассуждают об экономическом неравенстве, чтобы понять, как объяснения неравенства формируют реакцию детей на него, например, как они относятся к детям низкого экономического статуса или хотят ли они исправить неравенство. При этом работа стремилась понять, как эти объяснения можно использовать для уменьшения предвзятых взглядов на группы с более низким статусом.

Для этого Лешин и Родс привлекли более 200 детей в возрасте от 5 до 10 лет для участия в онлайн-исследовании. В ходе исследования дети узнали о двух выдуманных группах — «Тугитс» (группа с высоким статусом) и «Флурпс» (группа с низким статусом).

Авторы исследования отмечают, что вымышленные группы часто используются для проверки взглядов детей, чтобы уменьшить предвзятость, связанную с социальными категориями «реального мира». Эти группы были описаны как различающиеся по богатству и ресурсам, например:

Видишь этого Флурпа? Этот Флурп живет в этом доме. И вы знаете, что еще? У взрослых Флурпов есть работа, за которую им платят совсем немного. Поскольку у Флурпа не так много денег, этот Флурп получил только пару носков на свой день рождения, и он вообще не смог устроить вечеринку по случаю дня рождения.

Детям также были показаны изображения, где жили две группы: Тугиты были показаны в красивом полированном доме, а Флурпы – в менее привлекательном доме.

Чтобы выяснить, как причины объясняют неравенство, формирующее реакцию детей на него, исследователи дали детям одно из трех объяснений неравенства, показанного через две вымышленные группы: одно объясняло его структурными причинами и цитировало группу с высоким статусом как создатели структур (т. е. «…из-за правил, которые [высокостатусная группа] установила давным-давно»); другое приписывало его структурным причинам, но не определяло их создателя (т. е. «…из-за давно установленных правил»); а одно, контрольное условие, вообще не давало объяснения (т. е. «…давно так было»).

Исследователи стремились понять, будут ли и в какой степени эти объяснения влиять на реакцию детей на неравенство, включая уровень их предвзятости в отношении экономической группы с низким статусом.

Результаты исследования

Результаты показали, что только структурное объяснение, которое идентифицировало группу с высоким статусом как катализатор, ответственный за разные обстоятельства двух групп, произвело заметные эффекты.

Дети в этом состоянии сообщали о более низком уровне предвзятости по отношению к этим вымышленным группам, воспринимали иерархию статусов как менее справедливую и предпочитали давать больше ресурсов группе с низким статусом по сравнению с теми, кто находился в двух других условиях.

Напротив, дети, которые слышали структурное объяснение, в котором не упоминалась группа с высоким статусом в качестве причины этих различий (вместо этого упоминалась третья сторона, т. е. «человек, который должен устанавливать правила»), реагировали не иначе, чем те, кто находился в контрольном состоянии, или вообще не слышали никаких объяснений.

«Обсуждая с детьми вопросы неравенства, независимо от того, связано ли оно с богатством или уровнем образования, важно не только определить структурную причину, лежащую в основе неравенства, например, перелача по наследству, но и определить группу, влияющую на внедрение этих структур», – заключает Лешин. «Мы считаем, что эти результаты можно использовать, чтобы лучше понять, как мы можем осмысленно общаться с детьми о неравенстве».

Авторы другого исследования утверждают, что неравенство в школах способствует повышению уровню подростковой депрессии