Ученые выяснили, почему мы уверены в решениях, которые принимаем

Покупка подержанного автомобиля по хорошей цене — это приятно. Но выбор аппетитного пончика в супермаркете оставляет нас в сомнениях. В конце концов, в этом году мы решили придерживаться более здоровой диеты — так не лучше ли купить яблоко? Мы все испытывали это чувство в тот или иной момент: некоторые решения интуитивно кажутся правильными, в то время как другие оставляют у нас чувство сомнения и могут даже заставить нас пересмотреть наш первоначальный выбор. Но откуда берется это чувство?

Новизна исследования

Впервые группа исследователей из Цюрихского университета (University of Zurich) во главе с профессором Рафаэлем Поланией (Rafael Polanía) систематически исследовала данный вопрос. Авторы использовали экспериментальные данные для разработки компьютерной модели, которая может предсказать, как человек будет выбирать между различными вариантами и почему впоследствии он может чувствовать уверенность или сомнения в принятом решении. Результаты научной работы опубликованы в журнале Nature Communications.

«Используя нашу модель, мы показали, что решения, скорее всего, будут правильными, если мы приложим значительные усилия для взвешивания различных вариантов и, более того, осознаем, что сделали это», — заявляет Полания.

Следовательно, способность подвергать сомнению и пересматривать неверные решения зависит от того, насколько хорошо мы способны судить о том, тщательно ли мы взвесили варианты или позволили себе отвлечься в процессе принятия решений. Это самосознание, которое эксперты обычно называют самоанализом, является необходимой предпосылкой для самоконтроля.

Уверенность в собственных решениях основана на субъективных оценках ценности, которые мы обычно делаем автоматически и беспрекословно как часть нашей повседневной жизни. Чтобы провести систематический анализ того, как работает этот процесс, Полания с соавторами исследования изучили, как испытуемые оценивают и выбирают повседневные продукты питания.

Материалы и методы исследования

Первоначально 35 участникам исследования было предложено оценить 64 продукта из двух швейцарских сетей супермаркетов. Им показали изображение каждого продукта на экране и спросили, сколько они хотели бы его съесть. Во второй части эксперимента испытуемым была показана серия картинок, на которых были изображены два продукта одновременно. В каждом случае их просили выбрать один из двух вариантов — пончик или яблоко, пиццу или грушу — и затем оценить, насколько они уверены в своем решении.

Чтобы сделать эксперимент максимально реалистичным, участники должны были съесть продукты после эксперимента. Исследователи использовали сканер глаз как на этапе оценки, так и на этапе принятия решений, чтобы определить, дольше ли участники смотрели на один из двух продуктов, как часто их взгляд перемещался слева направо и как быстро они принимали решение.

Более высокие усилия по концентрации внимания приводят к большей уверенности

Используя эти данные и аналогичный набор данных из другой исследовательской группы, Полания разработал компьютерную модель, которая может предсказать, при каких условиях люди будут уверены в своих решениях. 

«Мы обнаружили, что у людей особенно часто возникает неуверенность по поводу принятого решения, если они осознают, что не уделили достаточного внимания сравнению различных вариантов», — говорит Полания.

Модель использует закономерности движений глаз участников, чтобы определить, сколько усилий они на самом деле прилагают для оценки и сравнения различных продуктов. Считается, что тот, кто не торопится и держит в поле зрения оба варианта, приложил много усилий, в то время как те, кто зацикливается только на одном варианте и пренебрегает другим, считается менее внимательным.

Лучший способ проиллюстрировать эти выводы — рассмотреть пример из повседневной жизни: если мы бездумно добавляем пончик в нашу корзину покупок, даже выразив намерение питаться здоровой пищей, а затем понимаем, что мы даже не думали о здоровых альтернативах, у нас должно быть мало уверенности в нашем решении. Если, с другой стороны, мы осознаем, что тщательно рассмотрели ряд более полезных продуктов, но затем отказались от них, потому что нам просто хотелось пончика больше, чем яблока или груши, мы должны быть уверены в своем решении.

Самоанализ для пересмотра неправильных решений

По мнению авторов исследования, способность подвергать сомнению плохие решения и быть уверенным в правильных в значительной степени зависит от того, насколько человек осознает свои субъективные оценочные суждения и сравнения после принятия решения. Это то, что нейробиологи называют самоанализом.

«Как только мы приняли решение, мы можем усомниться в его ценности и пересмотреть его только в том случае, если действительно осознаем тот факт, что не уделили достаточного внимания сравнению вариантов», — говорит Полания.

Эта способность к самоанализу также является важнейшей частью нашей способности проявлять самоконтроль. Без этого, говорит Полания, у нас было бы гораздо больше шансов действовать в соответствии с нашими предпочтениями, скажем, в отношении нездоровой пищи, не подвергая их сомнению. Хорошей новостью является то, что мы можем тренировать эту способность с помощью упражнений на внимательность и медитации.

Практическая значимость исследования

Эта модель может быть встроена в умные очки, которые отслеживают движения глаз. 

«Очки могли бы использовать модель, чтобы определить, насколько мы внимательны, и сообщить нам, когда мы должны подвергнуть сомнению решение», — заявляет Полания.

Он также считает, что модель может быть полезна для самоуправляемых автомобилей. Алгоритмы, используемые в автономных транспортных средствах, постоянно принимают решения на основе непрерывного потока данных, поступающих с датчиков автомобиля. 

«Наша модель может помочь автомобилю оценить свои решения и при необходимости пересмотреть их», — заключает Полания.

Авторы другого исследования утверждают, что образование улучшает способность принимать решения.