В США обнаружили любопытную закономерность: чем выше уровень образования, тем медленнее стареет организм. И это не метафора, а вполне измеримый показатель. Исследователи из Школы геронтологии имени Леонарда Дэвиса Университета Южной Калифорнии (USC Leonard Davis School of Gerontology, University of Southern California) показали, что биологический возраст людей с высшим образованием растёт заметно медленнее, чем у тех, кто школу так и не окончил. Более того, разрыв между этими группами только увеличился за последние три десятилетия.
Как измеряли старение
Учёные опирались на данные масштабного проекта — Национального исследования здоровья и питания (National Health and Nutrition Examination Survey). Они анализировали состояние людей в возрасте от 50 до 79 лет в два периода: 1988–1994 годы и 2015–2018 годы.
Вместо привычного «паспортного» возраста они изучали так называемый биологический — то есть совокупность показателей работы внутренних органов, систем и общего состояния организма. Иногда он может отличаться от календарного на годы, а то и десятилетия.
«Биологический возраст даёт более точное представление о здоровье, чем число, записанное в паспорте», — пояснила Айлин Кримминс (Eileen Crimmins), ведущий автор работы и профессор Университета Южной Калифорнии.
Где опубликовано
Результаты работы появились в журнале «Demography», статья доступна в открытом доступе.
Увеличивающийся разрыв
В конце 80-х разница между людьми с минимальным уровнем образования и обладателями диплома колледжа составляла примерно год биологического старения. К 2015–2018 годам этот разрыв вырос почти вдвое.
«Получается, что те, у кого больше лет учёбы за плечами, стареют медленнее всех», — отмечает Матео Фарина (Mateo Farina), научный сотрудник Техасского университета в Остине (University of Texas at Austin) и первый автор исследования.
Образование как фактор здоровья
Разумеется, исследователи проверили, нельзя ли объяснить этот разрыв привычками — например, курением, ожирением или приёмом лекарств. Но даже после учёта этих факторов различия сохранялись. То есть корень проблемы глубже: в самом образовании и связанных с ним возможностях.
Образование влияет практически на всё: на профессию, уровень дохода, район проживания, доступ к медицинской помощи. Люди с высшим образованием чаще ведут здоровый образ жизни, больше занимаются спортом и реже курят. Всё это постепенно складывается в более медленное старение организма.
«Образование формирует жизненные траектории и риски, которые мы несем всю жизнь», — подчёркивает Кримминс.
Последствия для общества
Исследователи предупреждают: речь идёт не только о личных шансах прожить дольше. Если разрыв в темпах старения сохранится, общество столкнётся с тем, что люди без образования будут не только умирать раньше, но и проводить больше лет в состоянии хронических болезней. Это обернётся нагрузкой и для семей, и для системы здравоохранения.
«Не стоит рассматривать это исключительно как индивидуальный выбор, — добавляет Фарина. — Это социальная проблема. Если мы хотим уменьшить неравенство в здоровье, образование должно рассматриваться как инвестиция в общественное благополучие».
Литература
“Increasing Educational Inequality in Biological Aging Among U.S. Adults Aged 50–79 From 1988–1994 to 2015–2018” by Eileen Crimmins et al. Demography

Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики ООО «ВеронаМед» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей.
E-mail для связи – xuslan@yandex.ru;