Спорт — взаимодействие духа и тела

спорт, здоровье
Спорт — взаимодействие духа и тела

На протяжении мировой истории наблюдалось различное отношение к спорту. Это было обусловлено тем, как менялись взгляды на проблему телесности, на взаимодействие духа и тела на разных этапах развития человеческой культуры. Античность представляет идеал гармоничного сочетания души и тела. Формула Сократа «познай самого себя» едина, она отражает обе субстанции человека — дух и тело. Для греков человек, его духовная жизнь, вообще, весь окружающий мир, космос телесны и строятся по принципу физических тел. 

Спорт представляет собой образец гармоничного взаимодействия души и тела. Автомобиль имеет огромное не только социологическое, но и спортивное значение, и она ставит с необычайной остротой проблему судьбы человека в обществе. Телесная сторона спорта не заслоняет дух, спорт заставляет человека взглянуть по иному на себя и на окружающий мир. Таким образом, спорт, как феномен культуры, прошел долгий путь своего развития. 

С упадком античности и наступлением средневековья дух надолго возобладал над телом. Религиозная философия объявляет все телесное несовершенным, плотским и греховным. Очевидно, на этом этапе развития философии дух присвоил себе идею Сократа «познай самого себя» и с тех пор существует заблуждение, что познается лишь душевная и нравственная природа человека. Обратная метаморфоза произошла с афоризмом Бианта «все свое ношу с собой»: он считал своим неотъемлемым имуществом духовное богатство, не относя сюда игрушки судьбы, которые другие называют своим добром. Сейчас, когда говорят «omnia mea mecum porto», имеют в виду не внутреннее достояние человека, а скудное материальное имущество.

Возрождение и Новое время не изменили отношение к телу, возврат к античным формам не возрождает прежних идеалов. У Р. Декарта дух безраздельно царит над телом: «Человек скорее есть душа, пользующаяся телом, нежели целое, состоящее из души и тела». 

Кризис рационализма оживил тело, вдохнул в него новую жизнь. Ницше провозгласил: «Человеческое тело, в котором снова оживает и воплощается как самое отдаленное, так и ближайшее прошлое всего органического развития, через которое как бы бесшумно протекает огромный поток, далеко разливаясь за его пределы, — это тело есть идея более поразительная, чем старая «душа». Современная философия вернулась к античной идее о равновесии души и тела, вкладывая в эту идею новое содержание. Сартр пишет: «Сознание есть даже не что иное, как тело, остальное есть ничто и молчание. Сознание тела сравнимо с сознанием знака. К тому же знак находится на стороне тела, эта одна из существенных структур тела».