Аутизм или расстройство аутистического спектра характеризуется нарушением социального взаимодействия с другими людьми. При этом состоянии некоторые люди испытывают социальные проблемы, в то время как другие могут работать. Врачи обычно диагностируют аутизм у детей до 3 лет.
Что такое аутизм?
Расстройство аутистического спектра является термином, который объясняет ряд нейроразвивающих состояний. В то время как имеются различные типы расстройства, у людей с данным состоянием наблюдается усиление повторяющихся поведений. Некоторые дети с аутизмом могут иметь симптомы с рождения, в то время как у других могут проявляться более очевидные признаки по мере того, как они становятся старше.
Аутизм также связан с другими заболеваниями, такими как эпилепсия и клубневой склероз. По данным Национального института неврологических расстройств и инсульта, у 20-30% людей с аутизмом развивается эпилепсия.
Характеристики и симптомы расстройства аутистического спектра
- необычные речевые образы, такие как использование роботоподобного тона;
- избегают зрительного контакта с другими людьми;
- не реагируют на свое имя;
- поздние речевые навыки;
- с трудом поддерживают разговор;
- часто повторяющиеся фразы;
- трудность в понимании чувств и выражении собственных.
В дополнение у человека с аутизмом также могут проявляться повторяющиеся или необычные поведения. К ним относятся:
- постоянное занятие игрушками или бытовыми предметами;
- повторяющиеся движения, таких как качание в сторону;
- аккуратное выстраивание или упорядочение игрушек или предметов.
У 1 из 10 с аутизмом обнаруживают признаки синдрома саванты, хотя это состояние может также развиваться у людей с другими состояниями развития или травмами нервной системы. При синдроме саванта человек демонстрирует экстраординарные способности в определенной области, такие как игра на музыкальном инструменте, вычисление чрезвычайно сложных сумм с высокой скоростью, чтение двух страниц книги одновременно или возможность запоминания огромных объемов знаний.
Люди с аутизмом преуспевают в рутине и способны выполнять определенные виды деятельности. Нарушение в «их рутине» может привести к вспышкам гнева, разочаровании или печали.
Диагностика аутизма
Никакой объективный метод исследования не может точно поставить диагноз аутизм. Врачи диагностируют на основании родительских сообщений о проведении, наблюдений и исключения других состояний. Например, если у ребенка наблюдается недиагностированная тугоухость, симптомы могут быть похожи на аутизм.
Причины аутизма
Причины аутизма в настоящее время неизвестны, но проводится значительное количество исследований с целью изучения того, чтобы понять как развивается данное заболевание. Исследователи определили несколько генов, которые связаны с расстройством аутического спектра. Иногда эти гены спонтанно мутируют, в других случаях люди могут наследовать их. В исследованиях близнецов аутизм часто имеет сильную связь между детьми. Например, если у одного близнеца есть аутизм, у другого, вероятно, будет в 36-95% случаев.
Люди с аутизмом имеют изменения в ключевых областях мозга, которые влияют на речь и поведение. Факторы окружающей среды могут также играть роль в развитии аутизма, хотя врачи еще не подтвердили этого. Однако исследователи знают, что некоторые причины, такие как воспитание, не вызывают аутизма.
Вакцины и аутизм — есть ли связь?
Еще одно распространенное заблуждение, заключается в том, что вакцины, такие как от кори, паротита и краснухи, могут способствовать аутизму. Ученые сообщают, что нет никакой связи между вакцинами и аутизмом. Исследование подтвердило, что количество антигенов или веществ, которые вызывают образование антител к борьбе с болезнями, одинаково у детей, которые имеют и не имеют аутизм.
Лечение аутизма
На сегодняшний день нет лечения аутизма, так как состояние каждого человека с аутизмом бывает разным. Терапия направлена на управление проблемами со здоровьем, которые зачастую сопровождают их. Эти проблемы могут включать эпилепсию, депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство и нарушение сна.
Хотя нет лечения для людей с аутизмом, существует много методов, которые могут помочь людям облегчить симптомы.
Прикладной анализ поведения
Инструктор сначала пытается узнать о конкретном поведении человека с аутизмом. Он также узнает о воздействии окружающей среды на это поведение и стремится уменьшить вредные или изолирующие факторы. Прикладной анализ поведения может помочь улучшить коммуникацию, память и академическую производительность.
Денверская модель раннего вмешательства (ДМРВ)
Этот тип поведенческой терапии используется во время игры. Психолог или терапевт использует совместные действия и игры, чтобы помочь детям с аутизмом в возрасте от 1 до 4 лет построить позитивные отношения. Родители могут продолжить терапию дома. Терапия поддерживает навыки общения и познавательные способности.
Методика Floortime
Родители присоединяются к детям в игровой зоне и строят отношения. Родители позволяют детям вести игру, что помогает ребенку развиваться. Дети также учатся регулировать себя и взаимодействовать с окружающей средой.
Трудотерапия
Помогает человеку с аутизмом развивать навыки повседневной жизни и учиться независимости. Эти навыки включают в себя переодевание без посторонней помощи, уход и гигиену, а также мелкие моторные навыки. Люди с аутизмом затем практикуют эти навыки вне сеансов терапии, которые обычно составляют от 30 до 60 минут.
Pivotal Response Treatment (PRT) – Обучение основным реакциям
Эта терапия направлена на поддержку мотивации и способности реагировать на мотивационные сигналы у детей с аутизмом. Это игровая терапия, которая фокусируется на естественном подкреплении.
Развитии межличностных отношений (Relationship Development Intervention, RDI)
Эта терапия вращается вокруг важности динамического мышления и способности гибко адаптировать мысли и процессы, чтобы улучшить качество жизни людей с аутизмом. В центре внимания находится понимание взглядов других людей, обработка информации из нескольких источников одновременно, таких как зрение и звук.
Логопедия
Помогает решить проблемы в общении, которые могут возникнуть у людей с аутизмом. Помощь может включать в себя сопоставление эмоций с мимикой, изучение способов интерпретации языка тела и ответы на вопросы. Логопед может также попытаться научить нюансам вокального тона и помочь человеку укрепить речь и ясность.
Вербальная поведенческая терапия
Помогает ребенку с аутизмом подключить речь и значение слов. Терапия помогает фокусируются не на словах, а на причинах их использования.
У детей с аутизмом часто развивается поведение, которое позволяет им находится в изолированном состоянии. Хотя не все методы преодоления аутизма полезны, некоторые могут препятствовать социальному взаимодействию и вызывать изоляцию и страдания.
Эти поведения включают:
- избегать контакта с другими людьми;
- повторяющиеся действия во время игры;
- разговор с самим собой, напевание или свист;
- привязанность к предпочтительным объектам;
- ищет или избегает определенных переживаний.
Важным фактором управления изолирующего поведения является не препятствование такому поведению, а добавление других стратегий преодоления, которые облегчают жизнь ребенка с аутизмом, например:
- поиск помощи;
- использование речи;
- расслабление;
- излагать свои потребности ясно.
Эффективные способы достижения этого:
- Понимание того, что речь может задерживаться и учитывать это при разговоре с ребенком с аутизмом.
- Ограничение шума, движения и наличие соседних объектов, чтобы помочь ребенку сосредоточиться при представлении им информации.
- Помогать ребенку структурировать действия, давая ориентиры на основе порядка, такие как «Во-первых, сделайте это, затем …» или «Приготовьтесь … установите … идите!»
- Демонстрация соответствующей взрослой социализации перед ребенком с аутизмом.
- Четкое определение игрового пространства с помощью визуальных маркеров, для обеспечения чувства безопасности других детей.
- Удостовериться, что информация о событиях является ясной и видимой, с точки зрения рутинных действий
Однако эти методики и навыки помогут расширить инструменты, доступные каждому человеку с аутизмом и улучшить их качество жизни.
Выводы
На сегодняшний день, нет лечения аутизма. Тем не менее, исследователи изучают почти все аспекты данного состояния, от его причин до потенциальных методов лечения. У некоторых людей, с аутизмом, медикаментозное лечение и поведенческие медико-санитарные вмешательства могут улучшить воздействие на состояние, чтобы человек мог самостоятельно жить во взрослой жизни.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];