Аутизм: характеристики, диагноз и лечение

Просмотров: 59

Опубликовано 28.11.2018, 19:39 (мск) Хусаинов Руслан Халилович в Болезни и симптомы, Новости, Психиатрия

Очень плохая статьяПлохая статьяТак себе статьяХорошая статьяОтличная статья (1 проголосовавших, средняя оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

Аутизм или расстройство аутистического спектра характеризуется нарушением социального взаимодействия с другими людьми. При этом состоянии некоторые люди испытывают социальные проблемы, в то время как другие могут работать. Врачи обычно диагностируют аутизм у детей до 3 лет.

Что такое аутизм?

Расстройство аутистического спектра является термином, который объясняет ряд нейроразвивающих состояний. В то время как имеются различные типы расстройства, у людей с данным состоянием наблюдается усиление повторяющихся поведений. Некоторые дети с аутизмом могут иметь симптомы с рождения, в то время как у других могут проявляться более очевидные признаки по мере того, как они становятся старше.

Аутизм также связан с другими заболеваниями, такими как эпилепсия и клубневой склероз. По данным Национального института неврологических расстройств и инсульта, у 20-30% людей с аутизмом развивается эпилепсия.

Характеристики и симптомы расстройства аутистического спектра

  • необычные речевые образы, такие как использование роботоподобного тона;
  • избегают зрительного контакта с другими людьми;
  • не реагируют на свое имя;
  • поздние речевые навыки;
  • с трудом поддерживают разговор;
  • часто повторяющиеся фразы;
  • трудность в понимании чувств и выражении собственных.

В дополнение у человека с аутизмом также могут проявляться повторяющиеся или необычные поведения. К ним относятся:

  • постоянное занятие игрушками или бытовыми предметами;
  • повторяющиеся движения, таких как качание в сторону;
  • аккуратное выстраивание или упорядочение игрушек или предметов.

У 1 из 10 с аутизмом обнаруживают признаки синдрома саванты, хотя это состояние может также развиваться у людей с другими состояниями развития или травмами нервной системы. При синдроме саванта человек демонстрирует экстраординарные способности в определенной области, такие как игра на музыкальном инструменте, вычисление чрезвычайно сложных сумм с высокой скоростью, чтение двух страниц книги одновременно или возможность запоминания огромных объемов знаний.

Люди с аутизмом преуспевают в рутине и способны выполнять определенные виды деятельности. Нарушение в «их рутине» может привести к вспышкам гнева, разочаровании или печали.

Диагностика аутизма

Никакой объективный метод исследования не может точно поставить диагноз аутизм. Врачи диагностируют на основании родительских сообщений о проведении, наблюдений и исключения других состояний. Например, если у ребенка наблюдается недиагностированная тугоухость, симптомы могут быть похожи на аутизм.

Причины аутизма

Причины аутизма в настоящее время неизвестны, но проводится значительное количество исследований с целью изучения того, чтобы понять как развивается данное заболевание. Исследователи определили несколько генов, которые связаны с расстройством аутического спектра. Иногда эти гены спонтанно мутируют, в других случаях люди могут наследовать их. В исследованиях близнецов аутизм часто имеет сильную связь между детьми. Например, если у одного близнеца есть аутизм, у другого, вероятно, будет в 36-95% случаев.

Люди с аутизмом имеют изменения в ключевых областях мозга, которые влияют на речь и поведение. Факторы окружающей среды могут также играть роль в развитии аутизма, хотя врачи еще не подтвердили этого. Однако исследователи знают, что некоторые причины, такие как воспитание, не вызывают аутизма.

Вакцины и аутизм — есть ли связь?

Еще одно распространенное заблуждение, заключается в том, что вакцины, такие как от кори, паротита и краснухи, могут способствовать аутизму. Ученые сообщают, что нет никакой связи между вакцинами и аутизмом. Исследование подтвердило, что количество антигенов или веществ, которые вызывают образование антител к борьбе с болезнями, одинаково у детей, которые имеют и не имеют аутизм.

Лечение аутизма

На сегодняшний день нет лечения аутизма, так как состояние каждого человека с аутизмом бывает разным. Терапия направлена на управление проблемами со здоровьем, которые зачастую сопровождают их. Эти проблемы могут включать эпилепсию, депрессию, обсессивно-компульсивное расстройство и нарушение сна.

Хотя нет лечения для людей с аутизмом, существует много методов, которые могут помочь людям облегчить симптомы.

Прикладной анализ поведения

Инструктор сначала пытается узнать о конкретном поведении человека с аутизмом. Он также узнает о воздействии окружающей среды на это поведение и стремится уменьшить вредные или изолирующие факторы. Прикладной анализ поведения может помочь улучшить коммуникацию, память и академическую производительность.

Денверская модель раннего вмешательства (ДМРВ)

Этот тип поведенческой терапии используется во время игры. Психолог или терапевт использует совместные действия и игры, чтобы помочь детям с аутизмом в возрасте от 1 до 4 лет построить позитивные отношения. Родители могут продолжить терапию дома. Терапия поддерживает навыки общения и познавательные способности.

Методика Floortime

Родители присоединяются к детям в игровой зоне и строят отношения. Родители позволяют детям вести игру, что помогает ребенку развиваться. Дети также учатся регулировать себя и взаимодействовать с окружающей средой.

Трудотерапия

Помогает человеку с аутизмом развивать навыки повседневной жизни и учиться независимости. Эти навыки включают в себя переодевание без посторонней помощи, уход и гигиену, а также мелкие моторные навыки. Люди с аутизмом затем практикуют эти навыки вне сеансов терапии, которые обычно составляют от 30 до 60 минут.

Pivotal Response Treatment (PRT) – Обучение основным реакциям

Эта терапия направлена на поддержку мотивации и способности реагировать на мотивационные сигналы у детей с аутизмом. Это игровая терапия, которая фокусируется на естественном подкреплении.

Развитии межличностных отношений (Relationship Development Intervention, RDI)

Эта терапия вращается вокруг важности динамического мышления и способности гибко адаптировать мысли и процессы, чтобы улучшить качество жизни людей с аутизмом. В центре внимания находится понимание взглядов других людей, обработка информации из нескольких источников одновременно, таких как зрение и звук.

Логопедия

Помогает решить проблемы в общении, которые могут возникнуть у людей с аутизмом. Помощь может включать в себя сопоставление эмоций с мимикой, изучение способов интерпретации языка тела и ответы на вопросы. Логопед может также попытаться научить нюансам вокального тона и помочь человеку укрепить речь и ясность.

Вербальная поведенческая терапия

Помогает ребенку с аутизмом подключить речь и значение слов. Терапия помогает фокусируются не на словах, а на причинах их использования.

У детей с аутизмом часто развивается поведение, которое позволяет им находится в изолированном состоянии. Хотя не все методы преодоления аутизма полезны, некоторые могут препятствовать социальному взаимодействию и вызывать изоляцию и страдания.

Эти поведения включают:

  • избегать контакта с другими людьми;
  • повторяющиеся действия во время игры;
  • разговор с самим собой, напевание или свист;
  • привязанность к предпочтительным объектам;
  • ищет или избегает определенных переживаний.

Важным фактором управления изолирующего поведения является не препятствование такому поведению, а добавление других стратегий преодоления, которые облегчают жизнь ребенка с аутизмом, например:

  • поиск помощи;
  • использование речи;
  • расслабление;
  • излагать свои потребности ясно.

Эффективные способы достижения этого:

  • Понимание того, что речь может задерживаться и учитывать это при разговоре с ребенком с аутизмом.
  • Ограничение шума, движения и наличие соседних объектов, чтобы помочь ребенку сосредоточиться при представлении им информации.
  • Помогать ребенку структурировать действия, давая ориентиры на основе порядка, такие как «Во-первых, сделайте это, затем …» или «Приготовьтесь … установите … идите!»
  • Демонстрация соответствующей взрослой социализации перед ребенком с аутизмом.
  • Четкое определение игрового пространства с помощью визуальных маркеров, для обеспечения чувства безопасности других детей.
  • Удостовериться, что информация о событиях является ясной и видимой, с точки зрения рутинных действий

Однако эти методики и навыки помогут расширить инструменты, доступные каждому человеку с аутизмом и улучшить их качество жизни.

Выводы

На сегодняшний день, нет лечения аутизма. Тем не менее, исследователи изучают почти все аспекты данного состояния, от его причин до потенциальных методов лечения. У некоторых людей, с аутизмом, медикаментозное лечение и поведенческие медико-санитарные вмешательства могут улучшить воздействие на состояние, чтобы человек мог самостоятельно жить во взрослой жизни.

Хусаинов Руслан Халилович (3173 Статей)
Должность - Координатор проекта. E-mail для связи - [email protected] Врач - ультразвуковой диагностики, детский травматолог-ортопед г. Санкт-Петербург.