В новом исследовании Медицинской школы Стэнфордского университета (Stanford University School of Medicine) ученые обнаружили, что дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) хуже подготовлены к школе, чем их сверстники. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Pediatrics.
Актуальность проблемы
Основные признаки СДВГ — невнимательность, гиперактивность и импульсивность — могут быть нормальными у детей младшего возраста, и такое поведение иногда сохраняется в дошкольном возрасте даже у детей, которые в конечном итоге не соответствуют диагностическим критериям СДВГ. Это затрудняет диагностику расстройства у дошкольников.
Материалы и методы обследования
В исследование было включено 93 ребенка, которым было от 4 до 5 лет. В группу СДВГ вошли 45 детей. Группу контроля составили 48 детей без СДВГ. Ученые проверили всех детей, чтобы подтвердить симптомы СДВГ. Авторы исследования провели тесты и опросили родителей, чтобы измерить 5 областей функционирования детей: физическое благополучие и моторное развитие; социальное и эмоциональное развитие; подходы к обучению; развитие языка; познание и общие знания.
Подходы к обучению включали в себя показатели исполнительной функции, которая заключается в способности человека определять приоритеты действий и задач и осуществлять самоконтроль для регулирования поведения и достижения долгосрочных целей.
Дети считались не готовыми к школе, если они не соответствовали от 2 до 5 областям функционирования, измеренных в исследовании.
Результаты научной работы
Результаты исследования показали, что у 79% детей с СДВГ нарушена готовность к школе по сравнению с 13% детей в контрольной группе.
«Мы были очень удивлены долей детей в группе СДВГ, которые не были готовы к школе», — комментирует автор исследования Ирен Ло (Irene M. Loe).
Дети с СДВГ в 73 раза чаще имели нарушения в подходах к обучению; более чем в 7 раз чаще имели нарушения в социальном и эмоциональном развитии; в 6 раз чаще имели нарушения в развитии речи; и в 3 раза чаще имели нарушения в физическом благополучии и моторном развитии. Оценка была шире, чем другие меры готовности к школе, которые исследователи использовали в прошлом.
«Мы рассмотрели многие аспекты ребенка более всесторонне», — резюмирует Ирен Ло, добавив, что подходы к обучению или исполнительной функции как компоненту готовности к школе были особенно недостаточно изучены.
Выводы
Полученные данные свидетельствуют о том, что выявление и помощь дошкольникам с симптомами СДВГ может улучшить их адаптацию в начальной школе.
Авторы другого исследования утверждают, что генетический риск СДВГ проявляется в структуре мозга в детстве.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];