Дети с СДВГ хуже подготовлены к школе, чем их сверстники

В новом исследовании Медицинской школы Стэнфордского университета (Stanford University School of Medicine) ученые обнаружили, что дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) хуже подготовлены к школе, чем их сверстники. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Pediatrics.

Актуальность проблемы

Основные признаки СДВГ – невнимательность, гиперактивность и импульсивность – могут быть нормальными у детей младшего возраста, и такое поведение иногда сохраняется в дошкольном возрасте даже у детей, которые в конечном итоге не соответствуют диагностическим критериям СДВГ. Это затрудняет диагностику расстройства у дошкольников.

Материалы и методы обследования

В исследование было включено 93 ребенка, которым было от 4 до 5 лет. В группу СДВГ вошли 45 детей.  Группу контроля составили 48 детей без СДВГ. Ученые проверили всех детей, чтобы подтвердить симптомы СДВГ. Авторы исследования провели тесты и опросили родителей, чтобы измерить 5 областей функционирования детей: физическое благополучие и моторное развитие; социальное и эмоциональное развитие; подходы к обучению; развитие языка; познание и общие знания. 

Подходы к обучению включали в себя показатели исполнительной функции, которая заключается в способности человека определять приоритеты действий и задач и осуществлять самоконтроль для регулирования поведения и достижения долгосрочных целей.

Дети считались не готовыми к школе, если они не соответствовали от 2 до 5 областям функционирования, измеренных в исследовании.

Результаты научной работы

Результаты исследования показали, что у 79% детей с СДВГ нарушена готовность к школе по сравнению с 13% детей в контрольной группе.

«Мы были очень удивлены долей детей в группе СДВГ, которые не были готовы к школе», – комментирует автор исследования Ирен Ло (Irene M. Loe). 

Дети с СДВГ в 73 раза чаще имели нарушения в подходах к обучению; более чем в 7 раз чаще имели нарушения в социальном и эмоциональном развитии; в 6 раз чаще имели нарушения в развитии речи; и в 3 раза чаще имели нарушения в физическом благополучии и моторном развитии. Оценка была шире, чем другие меры готовности к школе, которые исследователи использовали в прошлом.

«Мы рассмотрели многие аспекты ребенка более всесторонне», – резюмирует Ирен Ло, добавив, что подходы к обучению или исполнительной функции как компоненту готовности к школе были особенно недостаточно изучены.

Выводы

Полученные данные свидетельствуют о том, что выявление и помощь дошкольникам с симптомами СДВГ может улучшить их адаптацию в начальной школе.

Авторы другого исследования утверждают, что генетический риск СДВГ проявляется в структуре мозга в детстве.