Модель лечения латентной туберкулезной инфекции успешно протестирована на макаках

Основная цель изучения туберкулеза (ТБ) – найти способ лечения людей со скрытой (или латентной) формой заболевания, чтобы не дать ей перейти в активный туберкулез. Исследование с использованием новой модели на животных, разработанной для этой цели, показало, что комбинация двух классов антибиотиков может устранить эту скрытую угрозу. Исследование опубликовано в научном журнале American Journal for Respiratory Clinical Care Medicine. Новая модель на животных показывает эффективное лечение скрытого туберкулеза.

Актуальность исследования

Во всем мире туберкулез уносит больше жизней, чем любое другое инфекционное заболевание. По данным авторов исследования, только в США ежегодно около 13 миллионов человек заболевают латентным туберкулезом, и ежегодно у от 15 000 до 20 000 человек диагностируют активный туберкулез. По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире около четверти населения (1,8 миллиарда человек) инфицировано туберкулезом.

Дипак Каушал (Deepak Kaushal) и Джоти Ренгараджан (Jyothi Rengarajan), используя макаки-резус, создали модель латентного туберкулеза, которая напоминает то, что происходит, когда человек заражен Mycobacterium tuberculosis (Mtb), бактериями, вызывающими туберкулез, но у которых не развивается активное заболевание.

«Люди с латентной туберкулезной инфекцией остаются источником заболевания, поскольку могут потенциально активироваться в любой момент времени», – говорит доктор Каушал. Дипак Каушал объяснил, что бактерии “зимуют” в легких.

Осложняющие факторы, такие как ВИЧ-инфекция, диабет, старение или другие заболевания, могут привести к тому, что скрытые бактерии снова станут активными. В настоящее время лечение латентного туберкулеза является длительным. Многие пациенты не заканчивают курс терапии до конца. Авторы исследования считают, что более короткий курс лечения будет полезным.

Материалы и методы исследования

Используя низкие дозы инфекции через аэрозольную камеру, ученые дали приматам достаточную дозу микобактерий, чтобы создать латентную туберкулезную инфекцию. Затем ученые лечили половину животных еженедельной комбинацией антибиотиков изониазида и рифапентина в течение трех месяцев; другая половина не лечилась. Вероятно, это первый отчет, моделирующий лечение у приматов. После этого животные были инфицированы вирусом иммунодефицита обезьян (ВИО) (Simian immunodeficiency virus, SIV), который имитирует ВИЧ у людей, чтобы проверить, “очистили” ли лекарственные средства их легкие от микобактерий. 

Результаты научного лечения

Результаты исследования показали, что среди обезьян, которые не получили лечения латентного туберкулеза, у 70% развился активный туберкулез после заражения ВИО. Ни у одной из обезьян, у которых был трехмесячный курс антибиотиков, после ВИО не развился активный туберкулез, что свидетельствует о том, что лечение очистило организм от микобактерий и предотвратило реактивацию.

«Лечение антибиотиками, которое мы использовали для этого исследования, является новой, более короткой схемой, которую Центр по контролю заболеваний (Centers for Disease Control CDC) рекомендует для лечения людей со скрытым туберкулезом, но у нас не было прямых доказательств того, полностью ли оно устраняет латентную инфекцию», – говорит Ренгараджан. «Наше экспериментальное исследование на макаках, показывающее почти полную стерилизацию организма от микобактерий после лечения, предполагает, что этот трехмесячный режим также работает и у людей».

Впервые макаки-резус использовались в качестве модели лечения латентного туберкулеза. Ученые считают, что животные будут важной моделью для тестирования других схем лечения туберкулеза в будущем.

Выводы

«Применение этой схемы приема лекарственных средств может стать важным шагом вперед в профилактике и борьбе с туберкулезом», – резюмирует Эндрю Вернон (Andrew Vernon) из Отделения ликвидации туберкулеза в Центре по контролю и профилактике заболеваний (Division of TB Elimination at the Centers for Disease Control & Prevention).

Авторы другого исследования утверждают, что четверть населения мира подвержена риску развития туберкулеза.