Настроение детей с ожирением можно поднять с помощью физических упражнений

В то время как регулярные физические упражнения полезны для детей и взрослых, психосоциальное здоровье детей может принести такую же пользу, считают исследователи Медицинского колледжа Джорджии (Medical College of Georgia). Результаты исследования опубликованы в научном журнале Translational Behavioral Medicine.

Актуальность проблемы

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Centers for Disease Control and Prevention), показатели ожирения среди детей и подростков в США более чем в 3 раза превышают уровень с 1970-х годов, и в настоящее время примерно 1 из 5 детей школьного возраста и молодых людей страдает ожирением. Существует множество доказательств того, что ожирение и избыточный вес могут влиять на общее качество жизни и что дети с ожирением подвержены риску тревожного расстройства, усталости, гнева и общих проблем поведения.

«Физические упражнения имеют много преимуществ, но некоторые из них связаны с участием в программе, осуществляемой заботливыми взрослыми людьми», – говорит автор исследования Кэтрин Дэвис (Catherine Davis), научный сотрудник Института профилактики штата Джорджия (Georgia Prevention Institute).

Материалы и методы обследования

Ученые исследовали 175 детей в возрасте 8-11 лет, которые страдали избыточным весом или ожирением и ранее были неактивны. Дети участвовали либо в увлекательной программе аэробных упражнений, либо в сидячей программе после школы, где они играли в настольные игры и занимались художественной деятельностью.

Исследователи предположили, что физические упражнения будут более эффективными для улучшения качества жизни, настроения и самооценки, чем сидячая программа. В программе упражнений инструктор проводил позитивную аэробную тренировку в течение 40 минут ежедневно, исходя из интересов и способностей детей. Вместо времени на беговой дорожке, например, были предложены более интересные стратегии. Дети носили пульсометры и средний пульс их составлял выше 150 ударов в минуту во время тренировки. Средняя ЧСС за у 8-летних детей составляет от 70 до 110 ударов в минуту. В другой группе дети участвовали в тренировках под руководством инструктора, таких как настольные игры, головоломки, искусство и музыка, и были вознаграждены за участие и хорошее поведение. Также имело место декоративно-прикладное искусство, сложные игры, такие как стратегическая настольная игра Connect 4, гитарная музыка и пение популярных песен. Дети могли свободно разговаривать друг с другом.

Результаты научной работы

Вместо этого ученые обнаружили, что, в то время как программа упражнений имела дополнительные преимущества снижения жира в организме, улучшения физической формы и даже улучшения здоровья мозга, не было никакого преимущества в улучшении настроения от программы упражнений в сидячей группе. Упитанность и физическая форма не изменились в сидячей группе. Мальчики в сидячей группе сообщили о депрессивных симптомах, в отличие от их сверстников в группе физических упражнений. Около 10% детей в обеих группах имели симптомы, указывающие на депрессию в начале исследования.

Симптомы депрессии у детей проявляются грустным настроением, межличностными проблемами и неспособностью чувствовать удовольствие. Среди участвующих девочек депрессивные симптомы привели к аналогичным улучшениям, будь то физические упражнения или сидячий образ жизни. Эти половые различия могут быть связаны с тем, что мальчики в сидячей группе не испытывают давления, которое они могут чувствовать во время физической активности, и вместо этого находят возможность заниматься более художественными и социальными делами, которые предпочитают дети этого возраста. Бесчисленные исследования, в том числе под руководством Дэвиса, показали, что регулярная физическая активность у детей с избыточным весом или ожирением может дать целый ряд преимуществ, в том числе снижение упитанности, улучшение физической формы и чувствительности к инсулину, что снижает риск диабета и других заболеваний. Также возможны менее очевидные преимущества, такие как улучшение когнитивных функций и улучшение здоровья мозга, а также снижение гнева и депрессии. Отношения, которые дети строили друг с другом в ходе обеих программ, были полезны в повышении их настроения и качества жизни. Сидячая программа, возможно, дала детям больше времени, чтобы поговорить друг с другом и развивать дружеские отношения с небольшим конкурентным давлением.

Другие исследователи показали, что дети в возрасте 8-11 лет могут на самом деле предпочитать просто общаться со своими друзьями в качестве позитивной деятельности, а не в какой-то форме упражнений, в то время как детям младшего возраста нравятся больше физические упражнения. Тот факт, что обе программы давали психосоциальную поддержку для детей, привел исследователей к выводу, что некоторые преимущества физических упражнений, обнаруженные в предыдущих исследованиях, обусловлены регулярной возможностью находиться под вниманием взрослых, которые обеспечивают поведенческую структуру. Это также произошло из-за того, что дети наслаждались взаимодействием друг с другом, проводя меньше времени за просмотром телевизора.

Выводы

В целом более высокий индекс массы тела (ИМТ) связан с более низкой самооценкой у детей.

«Упражнения очень хорошо демонстрируют улучшение настроения. Однако я думаю, что необходимо рассматривать упражнения в социальном контексте», – резюмирует Дэвис.

Авторы другого исследования утверждают, что насмешки сверстников приводят к увеличению веса у детей с ожирением.