В поведенческих и социальных науках, включая психологию, экономику и образование, проявляется интерес к тому, возможно ли повысить рациональность с помощью образования.
Образование и экономическая рациональность
Опубликованное в журнале Science новое исследование, возглавляемое Брайантом Кимом (Bryant Kim) из Корнельского университета (Cornell University), показало, что образование может быть использовано для повышения качества принятия экономических решений или экономической рациональности человека.
Традиционный экономический анализ предполагает собой рациональный выбор людьми. Тем не менее, все больше доказательств показывает, что люди, как правило, делают систематические ошибки в суждениях и принятии решений и что существует высокий уровень разнообразия в том, насколько рациональны люди.
Материалы и методы обследования
Ким с соавторами исследования изучили эту гипотезу с помощью контролируемого испытания системы поддержки образования в Малави (Malawi), неправительственной организации, которая предоставила финансовую поддержку образования в выборке из почти 3000 десятиклассников.
Результаты научной работы
«Используя контролируемое исследование при поддержке образования и лабораторные эксперименты, имитирующие примеры из реальной жизни, мы установили причинно-следственные связи того, что вмешательство в образование увеличивает не только образовательные результаты, но и экономическую рациональность с точки зрения измерения того, как последовательно люди принимают решения для достижения своих экономических целей», — сказал Ким.
«Мы обнаружили, что те, кто принимал участие в образовательной интервенции, имели более высокие оценки экономической рациональности, предполагая, что образование является инструментом повышения качества принятия экономических решений человека», — сказал Ким. «Хотя мы знаем, что школьное образование, как было показано в предыдущей работе, оказывает положительное влияние на широкий спектр результатов, таких как доход и здоровье, наша работа свидетельствует о потенциально дополнительных преимуществах, связанных с улучшением способностей людей принимать решения».
Ким указывает, что большинство других исследований по улучшению качества принятия решений нацелены на сокращение предвзятости решений. «Мы занимаем другую позицию: надлежащие инструменты политики могут повысить общие возможности принятия решений», — сказал Ким. «Образование может лучше подготовить людей к принятию правильных решений для их жизни».
«Правительство никогда не должно пренебрегать инвестициями в человеческий капитал своих граждан», — сказал он, отметив, что Малави занимает одну из самых низких организаций в мире по человеческому капиталу — экономической ценности граждан. Кроме того, эти данные служат дополнительным обоснованием для инвестиций в образование в условиях ограниченных ресурсов в таких странах, как Малави и в других развивающихся странах».
Авторы другого исследования утверждают, что высшее образование снижает риск развития сердечной недостаточности.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];