Исследование показывает связь между детской бедностью и расстройствами психического здоровья во взрослом возрасте

Исследование, опубликованное в журнале European Child & Teenage Psychiatry, показывает связь между детской бедностью и повышенной склонностью к развитию экстернализующих расстройств в подростковом и раннем взрослом возрасте, особенно среди девочек. По мнению психиатров, экстернализующие расстройства характеризуются нарушением контроля импульсов, нарушением правил, агрессией, импульсивностью, дефицитом внимания и гиперактивностью, среди других форм поведения.

Новизна исследования

Исследование считается одним из самых амбициозных обследований психического здоровья детей, когда-либо проводившихся в Бразилии. Авторами исследования является Эврипедес Константино Мигель Фильо (Eurípedes Constantino Miguel Filho), профессор кафедры психиатрии Медицинской школы Университета Сан-Паулу (University of São Paulo). В его деятельности участвуют более 80 университетских профессоров и исследователей, связанных с 22 учреждениями в Бразилии и других странах.

Исследователи пришли к выводу, что бедность и подверженность стрессовым жизненным событиям, включая частые смерти и семейные конфликты, являются предотвратимыми факторами риска, которые следует учитывать в детстве, чтобы уменьшить влияние проблем с психическим здоровьем во взрослой жизни. В анализе, среди прочих переменных, учитывались образование родителей, доступ к основным услугам, жилищные условия и семейная инфраструктура.

Материалы и методы исследования

В течение семи лет 1590 учащихся, обучающихся в государственных школах Порту-Алегри и Сан-Паулу (Бразилия), проходили оценку в три этапа, последний из которых состоялся в 2018-2019 годах. Студенты являются участниками Бразильского исследования высокого риска детских психических расстройств, в котором приняли участие 2511 семей с детьми в возрасте 6-10 лет, когда оно началось в 2010 году.

«Кажется здравым смыслом утверждать, что бедность коррелирует с будущим развитием проблем психического здоровья, но это первое исследование, когда-либо проведенное в Бразилии для анализа психического здоровья детей и молодежи на основе психиатрических оценок, проведенных более одного раза. Мы разработали наше исследование таким образом, чтобы иметь возможность собирать данные о психическом здоровье в подростковом и раннем взрослом возрасте», — заявила Каролина Зибольд (Carolina Ziebold), автор статьи.

Исследователи использовали Оценку развития и благополучия, пакет интервью, анкет и рейтинговых методик, для получения психиатрических диагнозов в детстве (9-10 лет), подростковом возрасте (13-14 лет) и в раннем взрослом возрасте (18-19 лет). Ученые намеревались выявить интернализующие расстройства, такие как депрессия и тревога, а также экстернализующие расстройства, хотя первые не составляли значительной доли от общих результатов. Исследователи использовали специальную анкету для оценки социально-экономического положения семей, придя к выводу, что 11,4% выборки жили в условиях бедности.

Результаты научной работы

«Трехэтапная психиатрическая экспертиза дала последовательные результаты благодаря отслеживанию изменений с течением времени. У детей из бедных семей на первом этапе был более низкий уровень внешних расстройств, чем у небедных детей, но через несколько лет кривая была перевернута, и расстройства неуклонно увеличивались среди бедных детей с вероятностью развития расстройств 63%, в то время как среди небедных они снижались», — сказала Зибольд.

Стратификация по признаку пола показала, что детская бедность имеет особенно неблагоприятные последствия для женщин. 

«Это открытие было особенно поразительным и может считаться одним из самых значительных», — считает Зибольд. «Экстернализирующие расстройства, как правило, чаще встречаются у мужчин. Наша гипотеза состоит в том, что проблемы с психическим здоровьем реже диагностируются на ранней стадии у бедных девочек, будь то в семье или в школе. Кроме того, они, как правило, с раннего возраста берут на себя больше обязанностей по дому, таких как уход за младшими братьями и сестрами и больными членами семьи. Это дополнительное бремя в большей степени подвергает их стрессовым жизненным событиям, увеличивая вероятность развития у них психических расстройств в зрелом возрасте».

Экстернализирующие расстройства были особенно вредны для женщин с точки зрения их влияния на уровень образования, приводя к искажению возраста.

«Дети и молодые люди с внешними расстройствами могут с большей вероятностью отставать в обучении, социальном развитии и на рынке труда, увеличивая вероятность бедности в дальнейшей взрослой жизни», — сказала Зибольд.

Актуальность исследования

В Бразилии вероятность того, что дети повторят низкий уровень образования своих родителей, вдвое выше, чем, например, в Соединенных Штатах, и значительно выше среднего показателя по 38 странам Организации экономического сотрудничества и развития. Почти шесть из каждых десяти бразильцев (58,3%), чьи родители не закончили среднее образование, также бросили школу. В США и ОЭСР эта доля составляет 29,2% и 33,4% соответственно. 

На рынке труда вероятность того, что дети найдут квалифицированную и хорошо оплачиваемую работу, возрастает в соответствии с уровнем образования их родителей. В случае родителей с высшим образованием вероятность того, что их дети получат высококвалифицированную работу, в 3,3 раза выше, чем в среднем, и почти в 9 раз выше, чем у детей родителей с небольшим формальным образованием.

По словам Зибольда, из-за долгосрочного воздействия внешних расстройств на здоровье и социальные результаты во взрослой жизни результаты исследователей усиливают важность мер по борьбе с бедностью в раннем детстве.

Обсуждение результатов исследования

«Когда мы подчеркиваем необходимость сокращения бедности, чтобы снизить распространенность психических расстройств, мы думаем об этой проблеме многомерно», — сказала Зибольда. «Быстрых решений не существует. Немедленные действия, такие как отмена платы за обучение, предоставление денежных переводов и помощи в получении дохода для бедных семей, важны, но также необходимо подумать о более широких мерах, связанных с развитием социально-эмоциональных навыков, снижением стресса, доступом к образованию и доступом к услугам в области психического здоровья».

Доля населения, живущего в бедности, возросла во время пандемии COVID-19, добавила она. Согласно отчету, во всем мире еще 100 миллионов детей оказались в условиях многомерной нищеты, что на 10% больше, чем в 2019 году. К октябрю 2020 года пандемия нарушила или прекратила работу важнейших служб охраны психического здоровья в 93% стран и более 13% девочек и мальчиков в возрасте 10-19 лет живут с диагностированным психическим расстройством. Даже в лучшем случае, потребуется от семи до восьми лет, чтобы восстановиться и вернуться к уровню детской бедности, существовавшему до пандемии.

Авторы другого исследования заявляют, что ​​бедность оставляет след в наших генах.