🎮 Игровые механики «как в азартных играх» повышают вероятность реальных ставок у подростков — данные нового исследования

Так называемые «азартные элементы» в видеоиграх — лутбоксы, призовые колёса, внутриигровые кейсы, «социальные казино» — давно вызывают споры среди специалистов. Но прямых доказательств того, что такие механики могут подтолкнуть подростков к реальному азартному поведению, до сих пор было немного.

Команда учёных из Католического университета Лёвена (KU Leuven) и Университета Гента (Ghent University) провела одно из самых масштабных и длительных исследований, чтобы ответить на этот вопрос.

В течение года специалисты наблюдали за 2 289 подростками (10–17 лет), оценивая:

  • частоту использования игровых азартных механик,
  • отношения к азартным играм,
  • участие в реальных ставках на деньги,
  • изменение поведения с течением времени.

Результаты опубликованы в журнале International Gambling Studies.


Результаты исследования

🔗 Игра → азарт: связь прослеживается чётко

Ключевой результат исследователей таков:

Подростки, которые на первом этапе пользовались азартными элементами в видеоиграх, с заметно большей вероятностью начинали делать реальные ставки на деньги год спустя.

Эта связь выявлена с помощью cross-lagged panel model — статистического метода, который позволяет исследовать причинность во времени.

Важно: обратной связи не обнаружено.
Подростки, которые уже азартно играли в реальности, не начинали чаще пользоваться игровыми механиками, имитирующими ставки.

📊 Дополнительные наблюдения

  • 75% подростков использовали азартные элементы в играх (особенно лутбоксы).
  • Мальчики делали это чаще (88,5%) по сравнению с девочками (64,1%).
  • За год 60,3% участвовали хотя бы в одном виде реального гемблинга.
  • Самый популярный формат — лотерейные скретч-карты (≈37%).
  • Контакт с азартными механиками формировал позитивное отношение к азартным играм, а затем — намерение играть, что и становилось «мостом» к реальным ставкам.

По словам ведущего автора исследования, Евы Гросеманс (Eva Grosemans):

«Наши данные подчёркивают необходимость защиты подростков от подобных игровых механик. И речь должна идти не только о лутбоксах — но и о социальных казино, призовых колёсах и даже о контенте, который показывает азартную игру».


Обсуждение

Игровая индустрия давно использует механики, стимулирующие повторные покупки и вовлечение. Но, как подчеркивают исследователи Розанна Де Кок (Rozane De Cock), Лоуи Брадт (Lowie Bradt) и Барт Соэненс (Bart Soenens), граница между «игрой» и «ставкой» становится всё более размытой.

Это особенно опасно в подростковом возрасте, когда:

  • системы вознаграждения мозга ещё развиваются,
  • импульсивность выше,
  • способность оценивать риски снижена.

Исследователи отмечают, что эффекты кажутся умеренными, но они стабильны, воспроизводимы и согласуются с предыдущими работами, что усиливает уверенность в результате.

🔗 Тематическая перекрёстная ссылка

Похожую тревогу вызывает и другое исследование о подростковом риске, где показано, что дети с СДВГ чаще формируют зависимости, включая никотиновую:
«Дети и подростки с СДВГ подвержены высокому риску никотиновой зависимости».

Обе работы подчёркивают: сочетание импульсивности, недостаточной регуляции и «вознаграждающего» контента делает подростков особенно уязвимыми.


Заключение

Исследование показывает:
контакт с азартными механиками видеоигр может формировать отношение к азарту и повышать вероятность реального гемблинга в течение года.

Это не означает, что каждый подросток, покупающий лутбокс, станет игроком, — но риск статистически значим и требует внимания.

Авторы подчёркивают необходимость:

  • обновления законодательных норм,
  • маркировки игр с подобными механиками,
  • просветительских кампаний для подростков и родителей,
  • дальнейших исследований с более точными критериями оценки поведения.

Гейминг остаётся развлечением, но в некоторых его формах скрыты механики, которые могут менять установки подростков — и, как следствие, их реальные решения.

Литература:
From gambling-like elements in and around video games to monetary gambling: testing a pathway model among adolescents, International Gambling Studies (2025). DOI: 10.1080/14459795.2025.2567896

Medical Insider