Как обучение творчеству помогает детям преодолевать жизненные препятствия

Обучение учащихся начальной школы творчеству продемонстрировало потенциал в повышении их устойчивости к реальным вызовам.

Исследователи обучили учеников третьего-пятого классов литературным приемам, которые помогут им повысить креативность при решении задач. Было обнаружено, что эти творческие методы значительно помогают ученикам в разработке инновационных решений.

Такое обучение вооружает детей надежным арсеналом для борьбы с невзгодами.

Научите учащихся начальной школы проявлять творческий подход, и вы сможете повысить их устойчивость перед лицом реальных проблем, заявляют авторы нового исследования.

В ходе небольшого исследования педагоги обучали учащихся третьего, четвертого и пятого классов использовать литературные приемы, такие как смещение перспективы, контрфактическое мышление (что, если) и причинно-следственное мышление (почему), чтобы улучшить творческие способности в преодолении трудностей.

По словам Ангуса Флетчера (Angus Fletcher), автора исследования, профессора английского языка в Университете штата Огайо (The Ohio State University), эти методы помогли детям найти новые, творческие и практические способы решения проблем.

«Тренинг творческих способностей может помочь детям придумать второй план, когда у них что-то не получается», – комментирует Флетчер.

Исследование было опубликовано в научном журнале Journal of Creativity.

Ученые провели два отдельных исследования с участием учеников, посещающих летний лагерь в пригороде Колумбуса.

В одном исследовании 32 ученика были разделены на две группы. В контрольной группе детям предлагалось определить в себе особое качество. Им сказали, что это их особая сила, которая может помочь им решить любую проблему.

В творческом режиме ученикам предлагалось подумать о друге, который сделал что-то особенное, и думать о нем как о своем «творческом друге», который может помочь им решить любую проблему. Этот тип тренировки творческих способностей называется изменением перспективы, при котором дети смотрят на проблему глазами другого человека.

«Когда вы просите людей изменить свою точку зрения и представить, что получаете совет от друга, вы получаете гораздо более творческие и эффективные решения проблем, чем просто попытки решить проблему самостоятельно», — комментирует Флетчер.

И вот что показало исследование. В одной части исследования учителя определили проблему, которая вызывала затруднения у их учеников – например, невозможность пойти на день рождения друга, потому что вы собираетесь уехать из города с родителями.

Ученики также решали сложную проблему в своей жизни. Среди упомянутых проблем были «у моего брата расстройство общения», «мой отец должен отсутствовать на два месяца» и «моя сестра издевается надо мной».

Результаты показали, что без тренинга по смене перспективы менее половины учеников смогли найти решение типичных для их возраста проблем и почти никто не смог найти решение своих собственных проблем.

Но 94% из тех, кто был обучен изменению точки зрения, нашли решение и того, и другого.

Судьи (которые были обученными учителями) также оценивали творческие решения детей по тому, насколько неожиданными или уникальными были эти решения.

После вмешательства средний балл креативности составил 6,44 из 10 (умеренная креативность) по сравнению с 3,05 (низкая креативность) у тех, кто не получил вмешательства, меняющего перспективу.

Эти результаты показали, как обучение творчеству может повысить у детей чувство самоэффективности – веру в то, что они имеют некоторый контроль и власть над своей жизнью, объясняет Флетчер.

Обдумывая свои собственные проблемы, большинство детей, получивших вмешательство, находили потенциальное решение. Но, по словам Флетчера, 15 из 16 детей в контрольной группе фактически сдались. Они либо говорили, что не знают, как решить свою проблему, либо демонстрировали некую разновидность магического мышления, например, заявляя, что могут стать супергероями.

Второе продольное исследование с участием 28 учеников того же лагеря было призвано проверить влияние пятидневной 10-часовой учебной программы по повествовательному творчеству на креативность, самоэффективность и устойчивость.

По мнению Флетчера, помимо смены перспективы, ученики также обучались другим методам повествовательного творчества, таким как причинно-следственное мышление.

«Если дети не могут решить проблему, мы обучаем их отступать и думать о том, чего они пытаются достичь – о проблеме «почему», – комментирует Флетчер.

«Сделайте шаг назад и скажите, почему это имеет значение? Мы часто обнаруживаем, что если задуматься шире о том, чего пытаетесь достичь и почему это так важно, то можно увидеть, что есть и другие способы получить то, что вы хотите».

В конце учебной программы учащимся были представлены типичные для их возраста проблемы, аналогичные тем, что были в первом исследовании, а также они рассмотрели одну из своих собственных проблем.

Чтобы проверить устойчивость, исследователи предложили детям неожиданную задачу, когда дети представили предлагаемое ими решение своих проблем: они сказали детям, что это не сработает.

Результаты показали, что каждый ученик, прошедший пятидневную программу обучения, смог предложить второе решение как типичных возрастных, так и личных проблем.

«Благодаря этому тренингу детей не смутило то, что их первое решение не сработало. Они разработали второй план, который является хорошим испытанием на устойчивость», — добавил Флетчер.

За второе решение дети получили более высокие оценки по полезности, а это значит, что они имеют вероятность успеха в реальном мире.

Флетчер считает, что это исследование дает обнадеживающий сигнал: мы можем кое-что сделать, чтобы помочь детям справиться со своими проблемами.

«Мы находимся в том моменте, когда нашим детям нужна помощь. Мы обнаружили, что до этого тренинга у детей была склонность просто сдаваться, столкнувшись с проблемами. Это может привести к тому, что они разозлятся или смутятся из-за того, что не могут решить свои проблемы, или начнут искать взрослых, которые могут предложить решения».

По его словам, обучение повествовательному творчеству может научить детей способам решения реальных проблем, на которые нет простых ответов.

Флетчер добавил, что дети могут научиться творчеству через искусство, такое как литература и театр, если делать это правильно. Вместо того, чтобы просто просить учащихся анализировать произведения искусства, учителя могут предложить ученикам представить себя разными персонажами, исследовать новые перспективы.

«Способность использовать этот тип мышления не может быть оценена с помощью стандартизированных тестов, но это по-прежнему очень важно и может помочь детям использовать и развивать свои творческие способности для решения реальных задач», — заключает автор исследования.

Авторы другого исследования утверждают, что чрезмерный акцент родителей на безопасности делает детей более тревожными и депрессивными