Согласно недавнему исследованию, пожилые люди оказываются более подверженными влиянию импульсивных финансовых решений окружающих, чем их более молодые коллеги.
В исследовании, проведенном психологами из Бирмингемского и Оксфордского университетов (University of Oxford) и опубликованном в журнале Communications Psychology, было выявлено, что люди старше 60 лет более склонны следовать за другими в принятии импульсивных финансовых решений по сравнению с молодыми людьми в возрасте от 18 до 36 лет.
Целью исследования было изучение отложенного удовлетворения и того, как наша готовность ждать и социальное влияние меняются с возрастом. Для этого была собрана группа из 76 молодых людей в возрасте от 18 до 36 лет и 78 пожилых людей в возрасте от 60 до 80 лет.
Участники были тщательно отобраны на основе пола, интеллекта и уровня образования. Пожилые люди прошли тщательное обследование, чтобы исключить деменцию и другие факторы, которые могут повлиять на их решения независимо от возраста.
Старший автор исследования, профессор Патрисия Локвуд (Patricia Lockwood) из Университета Бирмингема (University of Birmingham), отметила: «В эпоху старения населения и растущей дезинформации крайне важно понять, как возраст влияет на восприимчивость людей к влиянию. Одна из ключевых областей, на которую можно повлиять, — это предпочтение получать деньги раньше или позже. Эти знания необходимы для разработки мер, которые помогут людям делать правильный финансовый выбор на протяжении всей жизни».
Все участники выполнили задание на принятие решений, в котором им нужно было выбрать один из двух вариантов: импульсивный, который предполагал немедленное получение меньшей суммы денег, или более сдержанный, подразумевающий получение большей суммы после некоторой задержки. Поскольку одно из этих решений должно было быть реализовано в виде бонусной выплаты в конце эксперимента, участники знали, что их выбор будет иметь реальные последствия, что мотивировало их раскрыть свои истинные финансовые предпочтения.
После принятия первоначального решения участники наблюдали за выбором, сделанным двумя «другими людьми», которые ранее выполняли ту же задачу по принятию решений (фактически сгенерированную компьютером). Один набор решений отдавал предпочтение немедленным, более импульсивным вариантам, тогда как другой — отложенным, более сдержанным вариантам по сравнению с собственными решениями участников.
Наконец, участники еще раз приняли для себя аналогичные решения. Это позволило исследователям применить передовое математическое моделирование для точной количественной оценки финансовых предпочтений участников и оценки того, как на эти предпочтения повлияли другие.
Результаты показали, что пожилые люди более восприимчивы к социальному влиянию, особенно со стороны более импульсивных людей. Увидев кого-то, кто постоянно выбирает импульсивный вариант, пожилые люди с большей вероятностью изменили свое предпочтение и стали сами принимать импульсивные решения.
Напротив, молодые люди были более устойчивы к такому влиянию и склонны придерживаться своих первоначальных предпочтений даже после того, как видели, как кто-то неоднократно выбирал импульсивный вариант.
Исследователи также измерили эмоциональные переживания, о которых сообщали люди, чтобы увидеть, существуют ли различия между людьми в их восприимчивости к социальному влиянию. Среди пожилых людей те, кто сообщил о более высоком уровне аффективной эмпатии (то есть о большей способности чувствовать эмоции других) и о большей эмоциональной мотивации, сильнее подвержены импульсивному социальному влиянию.
Старший автор, профессор Патрисия Локвуд, отметила: «Эти результаты подчеркивают, что могут быть важные различия в том, как на пожилых людей влияют финансовые решения других людей, по сравнению с более молодыми.
Если они подтвердятся дальнейшими исследованиями, они смогут стать основой для научно обоснованных программ, которые помогут людям принимать разумные финансовые решения на протяжении всей жизни и понимать, могут ли окружающие негативно повлиять на их собственные решения».
Ведущий автор Жилин Су (Zhilin Su) заключает: «В эпоху высокого уровня дезинформации в социальных сетях крайне важно понять науку, лежащую в основе социального влияния, чтобы мы могли оказывать значимое и положительное влияние на жизнь людей».
Литература:
Communications Psychology (2024).
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];