Вера в социальный дарвинизм связана с дисфункциональными психологическими характеристиками

Новое исследование связывает веру в концепцию социального дарвинизма с определенными дисфункциональными психологическими характеристиками, такими как эксплуататорское отношение к другим людям, враждебность и низкая самооценка. Польские ученые Петр Радкевич (Piotr Radkiewicz) и Кристина Скаржинская (Krystyna Skarzynska) представили результаты своего исследования в научном журнале PLOS ONE.

Социальный дарвинизм

Те, кто придерживается социального дарвинизма, рассматривают социальный мир как своего рода конкурентные джунгли, требующие безжалостной конкуренции за ограниченные ресурсы, в которых выживают только «сильнейшие». Социальный дарвинизм включает в себя негативный взгляд на человеческую природу, утверждая, что люди по своей природе эгоистичны и что циничные манипуляции являются приемлемым путем для продвижения вперед.

Материалы и методы исследования

Чтобы лучше понять личностные характеристики, лежащие в основе веры в социальный дарвинизм, Радкевич и Скаржинская провели исследование из четырех частей, в каждой из которых приняли участие от 624 до 853 польских участников. В частности, они исследовали связи между верой людей в социальный дарвинизм и их характеристиками, касающимися стилей привязанности, черт личности, основных человеческих ценностей и моральных суждений.

Результаты научной работы

Анализ результатов опроса выявил связи между верой в социальный дарвинизм и дисфункциональными личностными характеристиками – в отличие от более позитивных «индивидуальных ресурсов». Например, социальные дарвинисты с большей вероятностью демонстрировали восхищение властью, желание доминировать, желание добиваться своих целей любой ценой и враждебность. Они также с большей вероятностью имели низкую самооценку, низкую самодостаточность и пугающий стиль привязанности в своих близких отношениях.

Результаты согласуются с гипотезой, что социальные дарвинисты придерживаются убеждений, противоречащих принципам либеральной демократии, и их видение социальной жизни не способствует развитию кооперативного, эгалитарного общества. Авторы исследования также отмечают скрытый «ментальный раскол», заключающийся в том, что социальные дарвинисты склонны поклоняться силе и могуществу, в то же время, имея хрупкое представление о себе.

Будущие исследования могли бы продолжить изучение диспозиционных характеристик, лежащих в основе социального дарвинизма, а также более широкого набора пессимистических взглядов на социальный мир.

Авторы исследования добавляют: «Убеждение в том, что социальный мир напоминает джунгли Дарвина, противоречит идеалам демократии, которые постулируют максимизацию благосостояния граждан, минимизацию насилия и поощрение прав человека. Тем не менее, он может поддерживать состязательную демократию, которая направлена на то, чтобы получить преимущество над противниками и лишить их власти, хорошей репутации и экономической мощи».

Авторы другого исследования заявляют, что оволосение на лице у мужчин связано с эволюцией и защищало их в кулачных боях.