Принцип прикладного анализа поведения

Прикладной анализ поведения (ПАП) – это тип терапии, который фокусируется на обучении определенному поведению с помощью вознаграждений. Данный вид терапии является одним из самых популярных методов лечения детей с аутизмом. ПАП-терапия помогает улучшить коммуникативные, социальные и обучающие навыки.

Определение

ПАП-терапия направлена на изменение и поощрение определенных форм поведения, особенно у детей с аутизмом. Это не “лекарство от аутизма”, но она может помочь людям улучшить и развить целый ряд навыков.

Данная форма терапии коренится в бихевиористских теориях. Они предполагают, что вознаграждение может увеличить или уменьшить вероятность того, что поведение изменится, когда подобное стечение обстоятельств повторится в будущем.

ПАП использует положительные вознаграждения, когда ребенок получает предмет или привилегию, если демонстрирует желаемое поведение. В предыдущие десятилетия, если ребенок не вел себя как полагается, ему грозило физическое наказание. Однако сейчас это встречается реже. Вместо этого ребенок может не получить вознаграждения, если не проявит желаемого поведения или навыка. Данная теория предполагает, что ребенок предпочтет демонстрировать желаемое поведение, чтобы получить вознаграждение.

Оценка

Первым шагом в терапии ПАП является обследование. Ребенок и его родители встретятся со специалистом – поведенческим аналитиком, который оценит потребности и цели ребенка с помощью серии вопросов и взаимодействий. После этой встречи аналитику придется адаптировать план лечения.

Построение взаимодействия

Первые несколько сеансов терапии ПАП будут сосредоточены на создании взаимодействий между поведенческим аналитиком и ребенком. Специалист проводит непосредственное время с ребенком или будет наблюдать за человеком, который работает с ребенком. За это время он познакомится с ребенком с точки зрения его симпатий и антипатий.

Работа над достижением целей

В зависимости от потребностей и целей ребенка, сеансы ПАП могут длиться от 1 часа до нескольких часов. Содержание каждого сеанса также будет зависеть от плана лечения ребенка, но поведенческий аналитик, скорее всего, будет сочетать следующие две техники:

Дискретное пробное обучение

Дискретное пробное обучение развивает навык и фокусируется на обучении его в пошаговом процессе. Это включает в себя три этапа: антецедент, поведение и заключение. 

  • Антецедент – это сигнал, который приводит к поведению.
  • Поведение в данном случае – это реакция ребенка на сигнал.
  • Заключение состоит в том, что происходит после реакции ребенка.

Если ребенок производит желаемый ответ, аналитик вознаградит его. Однако, если ребенок не дает соответствующего ответа, аналитик исправит его и не даст вознаграждения.

Обучение в естественной среде

Как только ребенок овладевает навыком с помощью дискретного пробного обучения, следующим этапом является обучение тому же навыку в естественной среде.

Например, если во время пробного обучения ребенок научился распознавать продукты по картинкам, обучение в естественной среде будет включать в себя поход на кухню, аналитик или родители попросят ребенка взять эти продукты. Этот процесс также использует подход антецедента, поведения и заключения.

Участие родителей

Специалист также предоставляет обучение и поддержку родителям ребенка. Это делается для того, чтобы у них был набор навыков для поддержания нового позитивного поведения ребенка и управления любыми сложными поведенческими проблемами.

Цель ПАП

Исследования, связанные с ПАП, первоначально были сосредоточены на детях-аутистах. Однако с тех пор терапия стала полезной формой терапии для других состояний, таких как:

Исследования показывают, что дети-аутисты, которые занимаются высокоинтенсивной терапией ПАП в течение длительного периода времени, с большей вероятностью достигают личных целей лечения.

Несмотря на то, что исследование является многообещающим, важно отметить, что, как и в случае других видов терапии, ПАП-терапия может помочь одним, но другим нет.

Польза ПАП

Некоторые исследования были положительными относительно преимуществ терапии ПАП. Например, ученые считают, что терапия улучшает у детей с аутизмом:

  • интеллектуальное функционирование
  • развитие речи 
  • приобретение навыков повседневной жизни

Однако исследователи не знают, будет ли польза от  ПАП-терапии в детском возрасте сохраняться на протяжении всей жизни. Тем не менее, краткосрочные результаты обнадеживают.

Риски

В научной статье от 2019 года ученые заявляют, что дети с аутизмом, которые невербальны или нуждаются в существенной поддержке, могут не получить пользы от терапии ПАП, и это может причинить им больше вреда, чем пользы.

Другое исследование, изучающее, почему родители прекратили терапию своих детей, утверждает, что многие бросили ее из-за того, что заметили симптомы психологической травмы после вмешательства.

Заключение 

ПАП – это широко используемая терапия, помогающая детям с аутизмом развивать навыки и улучшать определенное поведение. Хотя ряд исследований показывают, что это может работать, другие исследования утверждают, что терапия может принести больше вреда, чем пользы.

В конечном счете, это зависит от родителей ребенка, чтобы решить, хотят ли они, чтобы их ребенок попробовал этот тип терапии. Однако эта форма терапии может принести пользу не каждому аутичному ребенку, поэтому важно прислушиваться к потребностям и эмоциям ребенка.

Научная статья по теме: ЭЭГ поможет выявить изменения в активности мозга у детей до появления симптомов аутизма.