Актуальность проблемы
Инсульт возникает, когда нарушается кровоснабжение головного мозга — тромбоз сосуда (ишемический инсульт) или разрыв (геморрагический инсульт) кровеносного сосуда. Большинство инсультов являются ишемическими. Инсульт является четвертой ведущей причиной смерти, но оперативная медицинская помощь может не только спасти жизни, но и улучшить качество жизни пациентов, перенесших инсульт.
Когда люди попадают в больницу с инсультом, они, как правило, проходят МРТ-сканирование для оценки повреждения головного мозга. Часто это включает в себя инъекцию контрастного вещества под названием Гадоли́ний, которое является безвредным веществом, проникающим в мозг и помогающим визуализировать любые аномальные области при сканировании.
У здоровых людей гематоэнцефалический барьер не дает проникнуть контрастному веществу в головной мозг. Оно остается в крови и выводится через почки. Гематоэнцефалический барьер – это тонкий слой высокоактивной ткани, которая помогает предотвратить попадание вредных веществ в головной мозг.
Но инсульт может повредить крошечные кровеносные сосуды и вызвать кровоизлияние в гематоэнцефалический барьер, что позволяет контрастному веществу просочиться в ткань мозга. Это проявляется в виде белых пятен на МРТ.
Между глазами и кровотоком существует гематоэнцефалический барьер. Исследователи обнаружили, что инсульт нарушает барьер и гадолиний может просочиться в глаз. Доказательство этого видно на МРТ-сканированиях людей после инсульта.
Материалы и методы исследования
Просачивание гадолиния в глаза может быть использовано для оценки тяжести инсультов и определения наилучшего лечения. Ученые исследовали 167 человек после инсульта, которым было сделано МРТ до и после инъекции гадолиния. Все участники прошли три сканирования: первое проводилось до введения контрастного вещества, второе — через 2 часа после его введения, а третье — через 24 часа. Поскольку гадолиний прозрачен, единственным способом его обнаружения было сканирование МРТ, что не влияло на зрение у участников.
Результаты исследования
Результаты показали, что гадолиний через 2 часа попал в глаза 66% участников и наблюдался у 75% участников через 24 часа. Исследователи наблюдали прохождение гадолиния как у людей, получивших лечение, известное как тканевой активатор плазминогена, так и у тех, кто этого не получал.
Через два часа гадолиний в основном присутствовал в передней части глаза. Через 24 часа он чаще всего был замечен в стекловидной камере в задней части глаза.
Участники, у которых гадолиний был в стекловидной камере через 24 часа, как правило, были пожилого возраста и имели в анамнезе высокое артериальное давление. У них также были вероятные признаки поражения белого вещества мозга, которые связаны с когнитивным снижением и старением. При МРТ-сканировании эти повреждения проявляются как яркие пятна «гиперинтенсивности белого вещества».
У людей, у которых гадолиний был в обеих глазных камерах через 2 часа, инсульт затронул большую область мозга и ослабил гематоэнцефалический барьер.
Исследователи предполагают, что их открытие может проложить путь для разработки диагностики тяжести инсульта.
«Нам гораздо проще заглянуть в чей-то глаз, чем заглянуть в мозг. Так что если глаз действительно является окном в мозг, мы можем его использовать», — говорит доктор Ричард Ли (Richard Leigh).
Авторы другого исследования утверждают, что у людей после инсульта зачастую развивается рак.
Литература
Hitomi E. et al. Blood–ocular barrier disruption in acute stroke patients //Neurology. – 2018. – С. 10.1212/WNL. 0000000000005123.
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.