Игровая терапия — это форма психологического лечения, которая может включать в себя игры с игрушками, ролевые игры и просто игры. Терапевты наблюдают за человеком во время игры, чтобы получить представление об его поведении.
Игровая терапия может быть полезна для лечения психических или поведенческих расстройств. Это также может быть инструментом для поддержки людей с различиями в развитии, такими как аутизм и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Хотя игровые терапевты в основном работают с детьми, они иногда используют это лечение для взаимодействия с подростками и взрослыми. Многие специалисты практикуют игровую терапию. К ним могут относиться социальные работники, консультанты и психологи.
Что такое игровая терапия?
Игровая терапия — это инструмент, который изначально пришел из области психотерапии, или разговорной терапии. Психотерапевт наблюдает за человеком во время игры. Этот подход основан на идее, что дети общаются бессознательно через игру. Это означает, что они узнают что-то о себе, не осознавая, что делают это. Именно через игру дети учатся взаимодействовать с окружающим миром и развивают навыки. Таким образом, для них это естественное средство самовыражения. Во время игры ребенок может либо непосредственно, либо символически разыгрывать свои чувства, позволяя терапевту получить представление об его эмоциональном состоянии. Совместная игра создает безопасную среду для этого, позволяя людям выражать то, что могло бы показаться им трудным.
Участие в совместной деятельности также способствует укреплению доверия между терапевтом и клиентом, создавая терапевтические отношения. Это может быть особенно полезно для детей, которые могут испытывать недоверие к незнакомым людям. До 71% детей, проходящих игровую терапию, получают пользу. Сеансы обычно длятся 30-45 минут.
Кто может пройти игровую терапию?
Психотерапевты чаще всего используют игровую терапию у детей, но в некоторых обстоятельствах это может помочь и взрослым. Практикующие психиатры могут использовать ее для лечения целого ряда состояний:
- Тревожно –депрессивные поведенческие расстройства, такие как расстройство поведения или оппозиционно-вызывающее расстройство
- При поведенческих проблемах, возникающих вследствие жизненных событий, таких как тяжелая утрата, развод или травматический опыт.
Игровая терапия также может быть вспомогательным вмешательством для людей с различиями в развитии нервной системы. Это может включать в себя:
- аутизм
- СДВГ
- неспособность к обучению
Игровая терапия не «лечит» эти состояния, а обеспечивает эмоциональную поддержку и обучает навыкам, которые помогают детям учиться и общаться.
Исследования показывают, что игровая терапия может помочь в следующих случаях:
Аутизм
Игровая терапия помогает детям с аутизмом овладеть навыками. Было проведено небольшое исследование в 2018 году, в котором изучались эффекты игровой терапии у 20 детей, страдающих аутизмом. Через 2 года у детей произошло значительное улучшение их поведенческих навыков и навыков развития. Авторы исследования предполагают, что игровая терапия может помочь детям с аутизмом в социальном взаимодействии. Однако необходимы исследования в более крупной группе детей, чтобы подтвердить, эффективна ли игровая терапия.
Улучшить обучении при СДВГ
Исследование, проведенное в 2017 году с участием трех учеников первого класса, показало, что игровая терапия, ориентированная на ребенка, помогла уменьшить симптомы СДВГ, включая трудности с концентрацией внимания, навязчивое поведение и оппозиционное поведение. Дети участвовали в трех сеансах в неделю в течение 6 недель. Терапия помогала в разной степени, начиная от небольших улучшений и заканчивая значительными улучшениями. Однако это было очень небольшое исследование, посвященное трем конкретным случаям. Это не может отражать, насколько эффективна игровая терапия в большей популяции.
Оппозиционно-вызывающее расстройство
Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) — это состояние, при котором ребенок постоянно враждебен и отказывается сотрудничать со сверстниками и авторитетными лицами. Клиническое испытание 2019 года с участием 45 детей с оппозиционно-вызывающим расстройством показало, что по сравнению с отсутствием лечения как индивидуальная, так и групповая игровая терапия улучшили симптомы. Дети, получавшие игровую терапию, проходили один сеанс в неделю в течение 8 недель. В конце исследования родители, воспитатели и учителя сообщили о снижении уровня странного поведения. Эти улучшения продолжались не менее 2 месяцев, что позволяет предположить, что игровая терапия может привести к длительным изменениям. Однако для подтверждения этого необходимы дополнительные исследования.
Польза игровой терапии для взрослых
Существует не так много исследований о пользе игровой терапии для взрослых. Ранние исследования показывают, что она может:
Укрепляет психическое здоровье в пожилом возрасте
В ходе эксперимента, проведенного в 2001 году, наблюдалось, как игровая терапия повлияла на небольшую группу пожилых людей в доме престарелых. Они прошли игровую терапию, включающую творческое письмо, музыку, искусство, игры и терапию песочницей. После проведения одного-двух сеансов в неделю в течение 6-10 недель участники:
- больше общались с другими людьми
- имели лучшую самооценку
- имели низкие показатели депрессии
- проявляли интерес к решению проблем, таких как чувство одиночества
Однако это основано на наблюдениях, а не на данных.
Облегчает преодоление травмы
Игровая терапия преодолевает настороженность и создает непринужденную обстановку, объясняется в статье 2010 года. Это позволяет взрослым безопасно изучать свои чувства и подходить к угрожающим темам. Например, в статье упоминается упражнение, которое помогло жертвам домашнего насилия выразить, что они чувствуют по поводу своих оскорбительных отношений.
Способствует общению с людьми с отклонениями в развитии
Взрослые с отклонениями в развитии могут иметь мало возможностей для самоутверждения и эмоционального выражения, отмечается в статье 2003 года. Авторы исследования привели два тематических исследования, которые показали, что игровая терапия может оказать положительное влияние на различные аспекты психологического здоровья, включая эмоциональное благополучие.
Метод игровая терапия
Занятия с игрушками
Игровая терапия позволяет ребенку играть с игрушками в одной из трех категорий:
Предметы из реальной жизни: нацелены на замкнутых или интровертных детей и включают в себя такие элементы, как:
- куклы
- лодки
- игры на деньги
Агрессивные игрушки: способствуют высвобождению гнева и враждебности. Включают в себя такие элементы, как:
- веревки
- игрушечные пистолеты
- фигурки супергероев
Креативные игрушки: предлагают способ выразить широкий спектр эмоций. Они включают в себя такие элементы, как:
- мелки
- игрушки Lego
Пока ребенок играет, психотерапевт пытается интерпретировать его чувства. Эти интерпретации направляют игру, позволяя психотерапевту проверить, верна ли его теория. Реакция ребенка либо подкрепит, либо отвергнет интерпретацию. Как только терапевт поймет, что означает игра, он направит ее, чтобы помочь ребенку различными способами. Например, он может научить ребенка решать проблему или справляться с эмоциями.
Игра — это метод, который психотерапевты могут использовать с детьми старшего возраста, подростками и взрослыми. В обзорной статье 2008 года сообщается, что следование правилам может помочь человеку с отвлечением сосредоточить внимание. Игры также являются инструментом социализации, обучая людей тому, как действовать по очереди и быть великодушным проигравшим или победителем.
Ролевые игры
Роль в драме может помочь ребенку, пережившему травматическое событие. Вместо того чтобы заново переживать событие, ребенок символически имеет дело с ним через персонажей разыгрываемого повествования. Эта игра может помочь продвинуться к внутреннему решению.
Рассказы
Слушание или чтение истории позволяет детям увидеть, как другие преодолевали проблемы, похожие на их собственные. Затем могут применить то, что узнали, к своей собственной реальной жизненной ситуации.
Игра с песком
В игре психотерапевт предоставляет ребенку лоток, песок и миниатюрные игрушки для создания сцены или игрового мира. Исследование, проведенное в 2017 году с участием семи детей в возрасте от 7 до 10 лет, показало, что этот метод может помочь людям, подвергшимся сексуальному насилию. В исследовании детская игра была посвящена теме насилия, и в ней выражалась потребность в защите. Это также поощряло создание ситуаций с позитивными результатами.
Заключение
Игровая терапия — это форма психологического лечения, при которой используется игра, чтобы позволить людям выразить бессознательные чувства или вещи, которые им трудно выразить словами. 71% детей, получающих ее, испытывают позитивные изменения.
Потенциальные преимущества включают в себя уменьшение поведенческих проблем, вызванных гневом, горем или травмой. Игровая терапия также может помочь людям с различиями в развитии справиться с проблемами или овладеть навыками, которые помогают в повседневной жизни.
Научная статья по теме: Психотерапия должна быть первой линией лечения депрессии у молодых людей.
Ведущий специалист отдела организации клинических исследований, терапевт, врач ультразвуковой диагностики АО «СЗМЦ» (г. Санкт-Петербург), главный редактор, учредитель сетевого издания Medical Insider, а также автор статей
E-mail для связи – [email protected];