Расстройство аутистического спектра – что нужно знать

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это состояние, связанное с развитием нервной системы, которое влияет на социальное взаимодействие, поведение и коммуникацию. Люди с РАС сильно различаются по степени тяжести своего состояния и нуждаются в поддержке.

Признаки РАС часто проявляются в ранние годы. РАС – это не болезнь, но раннее вмешательство может помочь детям справиться с некоторыми специфическими проблемами, с которыми они могут столкнуться в большом мире.

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), в Соединенных Штатах примерно 1 из 54 детей страдает аутизмом.

Что такое расстройство аутистического спектра?

РАС – это обобщающий термин, который включает в себя целый ряд особенностей развития нервной системы. РАС – это не болезнь, однако оно может оказать значительное влияние на жизнь человека. Последствия РАС могут сильно варьироваться. Некоторым людям потребуется пожизненная поддержка, в то время как другие могут жить и работать самостоятельно.

В некоторых случаях признаки этого состояния могут присутствовать с младенчества, а в других случаях могут становиться более очевидными по мере взросления человека.

Родители или лица, осуществляющие уход, могут заметить, что маленький ребенок:

  • не лепечет к 12 месяцам и не произносит слов к 16 месяцам
  • не реагирует, когда с ним разговаривают, но реагирует на другие звуки
  • не устанавливает зрительный контакт
  • педантично выстраивает игрушки или предметы
  • не хочет, чтобы его обнимали
  • не играет с другими и не играет в воображаемые игры

Ребенок постарше может:

  • испытывать трудности, чтобы начать разговор
  • с трудом заводит друзей и взаимодействует с другими людьми
  • использует повторяющиеся или нетипичные выражения
  • испытывает дискомфорт от изменений в своей повседневной жизни
  • чрезвычайно увлечен определенными темами или объектами

Особенности детей с РАС

РАС может повлиять на то, как человек воспринимает мир. Он может быть сверхчувствительным к некоторым раздражителям, таким как свет, звук и вкус, что приводит к чрезмерной стимуляции одного или нескольких чувств. Это называется сенсорной перегрузкой. Данный факт может сделать повседневные занятия, такие как, например, поход в торговый центр, вызывающими тревогу и подавленность.

Другие люди могут заметить, что у человека с РАС имеются:

  • нетипичные речевые модели и тон голоса
  • позднее развитие речевых навыков
  • трудности с поддержанием разговора или реагированием на него 
  • ограниченный зрительный контакт
  • ограниченная реакция на социальное взаимодействие
  • повторяющиеся модели речи и поведения
  • трудности в понимании чувств других людей и выражении своих собственных

Индивид может также демонстрировать повторяющееся поведение, такое как:

  • чрезмерная сосредоточенность на определенной теме, например, на автомобилях или расписании поездов
  • сосредоточенность на определенных объектах, таких как игрушка или предмет домашнего обихода
  • повторяющиеся движения, такие как раскачивание из стороны в сторону
  • выстраивание в ряд или упорядоченное расположение игрушек или предметов
  • потребность иметь предсказуемую рутину каждый день

Для человека с РАС изменения в рутине, неожиданное событие или воздействие громкой, чрезмерно стимулирующей среды могут быть подавляющими. Такие ситуации могут привести к вспышкам гнева, фрустрации, дистрессу, печали или отключениям, которые другие люди могут неправильно интерпретировать как “плохое” поведение.

Примерно у 1 из 10 людей с РАС проявляются признаки синдрома Саванта, при котором человек обладает экстраординарными способностями в определенной области. Это могут быть игра на музыкальном инструменте, быстрое вычисление сложных сумм или запоминание огромного объема информации.

Люди, страдающие РАС, также могут иметь более высокий риск других состояний, таких как:

Диагностика РАС

Признаки аутизма часто проявляются в раннем детстве, и постановка достоверного диагноза обычно возможна в возрасте 2 лет.

Однако многим ставят диагноз гораздо позже. Иногда ранняя диагностика помогает ребенку получить поддержку в период его развития, которая будет приносить ему пользу на протяжении всей жизни.

Особенности при РАС сильно различаются, но если у родителя или лица, осуществляющего уход, есть опасения по поводу реакций или поведения ребенка, они должны обратиться за помощью и советом к специалисту.

Единого теста на диагностику РАС не существует, но врачи и психологи будут использовать поведенческие оценки, анкеты, наблюдения и критерии  Пятого издания Руководства по диагностике и статистике психических расстройств (DSM-5), чтобы диагностировать РАС.

Им также необходимо будет исключить другие возможные причины некоторых форм поведения и симптомов, наблюдаемых при РАС, таких как потеря слуха.

Поддержка людей с РАС

РАС – это пожизненное состояние, но различные вмешательства могут помочь людям справиться с проблемами, с которыми они могут столкнуться.

Медикаментозное лечение и терапия могут помочь с:

  • развитием речи
  • социальным взаимодействием
  • симптомами эпилепсии
  • симптомами депрессии
  • симптомами ОКР
  • нарушениями сна
  • поведенческими проблемами

Мультидисциплинарная команда, состоящая из специалистов по РАС, логопедов, педагогов и психологов, может работать с человеком и его родителями или лицами, осуществляющими уход, для оказания поддержки.

Люди с РАС нуждаются в различных уровнях поддержки.

Стратегии и навыки для помощи людям с РАС

Люди с РАС могут вести себя так, что другим это покажется странным. На самом деле, такое поведение — например, выполнение повторяющихся движений — скорее всего, является стратегией, помогающей им справиться со своим состоянием, когда они чувствуют себя подавленными.

Такое поведение может быть способом для человека:

  • защитить себя от окружающей среды, которая кажется подавляющей
  • управлять своими эмоциями
  • установить чувство порядка

Нейротипичные люди могут не понимать этих реакций, что может привести к тому, что человек будет ощущать себя изолированным и подавленным.

Родители, лица, осуществляющие уход, и другие люди могут максимально повысить качество жизни ребенка, узнав о РАС и оказав ему поддержку.

Например, они могут помочь с помощью:

  • изучения того, как РАС влияет на ребенка
  • признания того, что, хотя человек с РАС может отличаться от нейротипичного человека, он по-прежнему является полноценной личностью со своими сильными и слабыми сторонами, будучи последовательным в распорядке дня и правилах
  • создания опоры на сильные стороны и интересы ребенка
  • изучения и создания сети поддержки
  • следования распорядку дня, когда это возможно
  • планирования и подготовке к изменениям заранее
  • избегания возбуждающей окружающей обстановки, когда это возможно, или постепенного ее внедрения 
  • поощрения коллективного поведения, устанавливая ограничения и предлагая выбор
  • прислушивания к людям, которые говорят и пишут о своем опыте

Они также могут работать с детьми, чтобы выяснить:

  • что вызывает реакцию
  • какие реакции могут возникнуть и когда
  • что им нравится и не нравится
  • как они лучше всего общаются
  • как они предпочитают учиться
  • каковы их сильные и слабые стороны

РАС – причины

Исследователи все еще пытаются выяснить, почему возникает РАС.

Факторы, которые могут сыграть определенную роль, включают:

  • генетические особенности
  • факторы окружающей среды 
  • ранние нарушения в развитии мозга
  • преждевременные роды
  • мужской пол, поскольку РАС поражает примерно в четыре раза больше мужчин, чем женщин
  • наличие близнеца с РАС

Исследователи не нашли никаких доказательств того, что прививки или методы воспитания способствуют этому заболеванию.

Прогноз расстройства аутистического спектра

Диапазон расстройств аутистического спектра охватывает несколько состояний с широким рядом особенностей. Каждый человек с РАС уникален, и никакое единое определение не может описать человека или предсказать, какой будет его жизнь.

Некоторые люди будут испытывать высокие потребности в поддержке на протяжении всей своей жизни, в то время как другие будут жить независимо, посещать колледж и добиваться высоких результатов.

Заключение

РАС – это пожизненное состояние, но поддержка и терапия могут помочь этим людям справиться с различными проблемами, с которыми они могут столкнуться в жизни.

Родители или лица, осуществляющие уход, которые подозревают, что у ребенка могут быть признаки РАС, в силах ему помочь, обратившись за профессиональной консультацией как можно скорее. Раннее вмешательство может помочь максимизировать шансы человека с РАС полностью раскрыть свой потенциал.

РАС – это сложное состояние нервной системы, которое может повлиять на то, как человек реагирует на окружающий мир и относится к нему. Последствия  РАС у разных людей сильно различаются. Некоторые аутичные люди живут самостоятельно, в то время как другие нуждаются в пожизненном уходе и поддержке. Современные методы лечения включают трудотерапию и логопедию, а также доступны различные другие формы поддержки.

Статья по теме: Дети с расстройством аутистического спектра формируют свою среду обучения

Каковы симптомы аутизма у 4х-летнего ребенка?